От относительной неизвестности до продажи более 500 000 копий всего за три дня — PvE-шутер Team Soda стал неожиданным хитом.
Если бы я получал по пять центов за каждый случай, когда новый экстракционный шутер появляется из ниоткуда и становится мгновенным успехом, у меня было бы десять центов. Это не так много, но странно, что это произошло дважды — причём в одном и том же году. ARC Raiders действительно набрал обороты после первого тестирования в апреле, когда те, кто участвовал в Rust Belt, поклялись в его великолепии (и совершенно справедливо). Но это всё равно было ожидаемо, особенно с учётом того, что фанаты годами требовали более качественную альтернативу Escape From Tarkov.
Однако за несколько дней до запуска невероятно, что ещё один экстракционный шутер без особого маркетинга внезапно стал популярным. Я говорю о безобидной — и вовсе не саркастической — игре Escape From Duckov от Team Soda. Выпущенная на PC через Steam 16 октября, она продалась тиражом более 500 000 копий на момент написания этой статьи (обновление: сейчас уже более 2 миллионов). Более того, количество одновременно играющих пользователей неуклонно растёт, недавно достигнув пика в 182 509 человек.
В настоящее время игра имеет рейтинг «Подавляюще положительный»: 95 % из 6683 пользовательских отзывов дают ей высокую оценку. Но те, кто смотрит на её мультяшный стиль и вид сверху, могут задаться вопросом, не является ли это просто очередной попыткой пародировать более популярную игру, добавив в неё уток (см. Duckside), с неоднозначным результатом. Оценка Metacritic тоже заставляет так подумать — всего пять обзоров и средний балл 75. Не великолепно, но и не настолько плохо, чтобы не дать игре шанс.
К счастью, это не так. Несмотря на свой юмористический стиль, Escape From Duckov — вполне серьёзный экшен-шутер. И всё же стоит задаться вопросом: почему он так популярен и так быстро набирает аудиторию?
Прежде всего, потому что это PvE-экшен-шутер. На поле нет других игроков — никто не может убить вас и забрать добычу. Конечно, это означает отсутствие кооператива. Только вы — обычная утка, сбегающая из тюремной камеры, имея при себе лишь палку, — и изо всех сил пытаетесь выжить в этом странном мире. Вскоре вы находите пистолет и бункер, который становится вашей базой.
Постепенно вы строите оружейный магазин, тренажёрный зал и верстак, чтобы изготавливать предметы из найденного мусора. Прогресс напоминает rogue-lite: вы собираете чертежи, открываете навыки, улучшаете выносливость и другие характеристики, становясь всё более способным к выживанию. Продавцы дают квесты — собрать предметы или уничтожить монстров — что подталкивает исследовать пять карт. Однако конечная цель остаётся прежней — побег из Даккова.
Это однопользовательская игра с фиксированным финалом, и даже дойти до него займёт более 50 часов.
Ничего из этого не имело бы значения, если бы игра не была увлекательной. К счастью, Escape From Duckov справляется и с этим. Здесь более 50 видов оружия: от реалистичных AK-47 и M14 до фантазийных Cube Gun и Billy Gun (который, вопреки названию, отлично бьёт током). Любителям ближнего боя предлагают мясницкий нож, карамбит или боевой топор.
Мультяшная стилистика даёт простор для фантазии, но при этом стрельба ощущается удивительно точно. Вид сверху не даёт погружения уровня Tarkov или ARC Raiders, но оружие ощущается весомо, а укрытия играют важную роль для выживания. Боеприпасов хватает, чтобы экспериментировать с разными комбинациями, типами патронов и модификациями оружия.
Это всё ещё игра о выживании. Буря наносит серьёзный урон, если не подготовиться. Нужно следить за погодой, голодом, жаждой и травмами. Даже если вокруг бегают утки, пулевые ранения всё равно требуют лечения, иначе можно истечь кровью.
Даже с PvE-подходом Escape From Duckov может быть сложной. Как и в других экстракционных шутерах, легко потерять ценные ресурсы из-за пары ошибок. Но здесь всё зависит только от вас — можно самому выбирать темп и уровень риска, не опасаясь других игроков. Да, это убирает элемент постоянной угрозы, но взамен даёт контроль и меньше раздражения.
Стоит отметить, что Team Soda не появились из ниоткуда. В начале года разработчики выпустили две демо-версии, чтобы протестировать баланс, прогрессию и механику. Команда небольшая, а сама игра стоит около 16 долларов (на старте — со скидкой 12 %). За свою цену она предлагает потрясающую ценность. Понравится ли она тем, кто не любит цикл экстракционных шутеров? Возможно, нет.
Но то, что Escape From Duckov вышла в таком отполированном виде — без микротранзакций и с планами на новые обновления — уже вызывает уважение. Особенно впечатляет, что это однопользовательская игра, тогда как фанаты Tarkov годами ждали PvE-сервера (и, как известно, получили очередной хаос). Ещё одно преимущество — поддержка Steam Workshop, где игроки могут создавать собственное оружие, квесты и даже карты.
Пожалуй, это свидетельствует о том, что жанр экстракционных шутеров наконец-то выходит на новый уровень. Duckov стал доказательством того, что можно добиться успеха, даже конкурируя с крупными проектами вроде ARC Raiders. Возможно, игра не задержит аудиторию надолго из-за своей одиночной природы, но её успех — показательный.
И даже если Escape From Duckov добилась популярности на волне усталости от PvP-игр, хочется верить, что Team Soda продолжат развивать проект — добавлять карты, оружие, новые механики и систему прогресса. Такой подход уже не раз приводил к появлению отличных игр. И если Tarkov вдохновил разработчиков на создание чего-то подобного, то интересно будет увидеть, что Escape From Duckov вдохновит в инди-индустрии дальше.