Тем, кто ищет нечто свежее среди классических градостроительных стратегий, стоит обратить внимание на The Wandering Village — игру, способную предложить нестандартный подход и атмосферу размеренного выживания.

Разработчики из Stray Fawn Studio явно хорошо знакомы с ожиданиями поклонников жанра, но при этом понимают, что стандартной механики строительства уже недостаточно, чтобы выделиться среди множества конкурентов. Именно поэтому они пошли на смелый шаг — разместили весь игровой процесс на спине гигантского живого существа по имени Онбу.
Только что покинув ранний доступ, The Wandering Village предлагает игрокам возглавить небольшое поселение выживших и превратить его в процветающую деревню прямо на теле этого величественного создания, медленно бредущего по опустошённой катастрофой земле.
Путешествуя сквозь разнообразные ландшафты, от пустынь до болот, игроки сталкиваются с биомами, каждый из которых требует уникального подхода к ресурсам и выживанию. Камень, древесина, глина — всё это можно добывать с поверхности Онбу, а плодородные участки дают возможность развивать сельское хозяйство. В основе игры лежит именно движение существа, которое сначала кажется неконтролируемым, но со временем игрок получает инструменты для влияния на его поведение.
На стандартном уровне сложности The Wandering Village оставляет ощущение спокойного, размеренного опыта. История разворачивается медленно, но удерживает интерес, а визуальный стиль усиливает ощущение уюта на фоне постапокалиптического окружения. Впрочем, игра могла бы смелее использовать потенциал своего главного концепта — перемещающегося города — чтобы добавить больше непредсказуемости и глубины в игровой процесс, который может показаться простоватым для любителей жанра.
Тем не менее, порог вхождения здесь довольно низкий, а сама концепция — по-настоящему оригинальна.
Легкий старт и увлекательный сюжет
Одно из главных достоинств The Wandering Village — продуманный обучающий режим, который помогает безболезненно освоиться в игре. Он последовательно вводит в курс дела, не оставляя пробелов в понимании базовых механик. Для новичков в жанре градостроительных стратегий это идеальное место для начала: игра подробно объясняет, как и где размещать здания, добывающие постройки, перерабатывающие станции и прочие элементы инфраструктуры, а также обучает принципам планирования и грамотного распределения ресурсов.

Опытные игроки могут сразу перейти к делу — обучение легко пропустить, а знакомство с основными функциями занимает не больше пары минут. Что особенно приятно, The Wandering Village предлагает не просто набор механик, но и полноценную сюжетную линию, которая гармонично вплетена в игровой процесс.
По духу и визуальному стилю история напоминает атмосферу «Навсикаи из Долины Ветров» — той самой легендарной работы Хаяо Миядзаки. Но многого ожидать не стоит — бюджет у команды был небольшим, и все катсцены (кроме отличного вступительного ролика) представлены в виде статичных изображений.
По сюжету, группа выживших после глобального катаклизма находит укрытие на спине мифического Онбу. Постепенно они приходят к выводу, что несправедливо использовать возможности этого существа только для себя — и решают приютить других скитальцев, которых встречают в своём странствии по заражённой планете. Им предстоит не только выживать, но и сохранять доверие существа, ставшего их домом.
С первых часов становится ясно: забота о Онбу — не просто фоновая задача. За его самочувствием нужно следить так же внимательно, как и за поселенцами. Потребности гиганта, такие как усталость и голод, требуют постоянного внимания. Более того, по мере развития технологий игрок сталкивается с моральными дилеммами — например, одна из опций исследования носит зловещее название «жертвоприношение жителя».
Между управлением и исследованиями
С точки зрения механик The Wandering Village окажется вполне знакомой всем, кто хотя бы немного играл в классические градостроители. Здесь всё начинается с постройки базовых сооружений, затем открываются новые технологии (которых, как мне показалось, не так уж и много) и более продвинутые здания.



Пользовательский интерфейс сначала кажется немного сложным, но через несколько минут становится очень простым. Управление рабочей силой и перенаправление ее на разные задачи становится очень простым благодаря интуитивно понятному интерфейсу.
Игроку предстоит следить не только за нуждами своего поселения, но и обеспечивать комфорт Онбу — заботиться о его питании, отдыхе и общем состоянии. Всё это происходит в условиях постоянно меняющейся среды: засухи, высокая влажность, токсичная атмосфера и прочие климатические испытания регулярно бросают вызов стабильности жизни на спине существа. При этом создаётся ощущение, что система внешних угроз могла бы быть разнообразнее — как будто авторы не в полной мере реализовали потенциал своей задумки. Впрочем, судя по обещаниям разработчиков, они намерены и дальше развивать проект, добавляя в него новые механики и расширяя уже существующие элементы.
На первый взгляд, прогресс развивается по знакомым лекалам, но довольно быстро игра раскрывает свою уникальность — особенно в аспекте взаимодействия с Онбу.
Одно из удобных решений разработчиков — возможность свободно перемещать такие объекты, как лесопилки и шахты, если ресурсы в зоне их действия иссякли. Это убирает лишнюю рутину и делает процесс управления поселением на нормальной сложности более расслабленным. Критические ситуации возникают редко, и даже при возникновении кризисов игра не спешит наказывать.
Недовольство жителей обычно связано с нехваткой жилья, однообразным питанием или низким уровнем «эстетики». Последний параметр можно легко поправить, установив несколько декоративных элементов вроде живых изгородей — этого часто достаточно, чтобы стабилизировать ситуацию в отдельных районах деревни.


Некоторые постройки (особенно связанные с Онбу) можно возводить только в определённых местах — например, рядом с головой существа. Такие ограничения воспринимаются не как препятствия, а как интересные дизайнерские вызовы, добавляющие элемент стратегии и органично вписывающие игру в категорию «уютных»проектов.
Одной из самых интересных особенностей является система исследования и принятия решений на пути Онбу. Примерно каждые полчаса игрового времени (что соответствует нескольким дням внутри игры) игроку предоставляется выбор направления движения.
Если уровень доверия существа к вам достаточно высок, можно указать путь самостоятельно. В противном случае Онбу примет решение за вас. Существуют способы принудительного управления, но они ухудшают отношения и могут замедлить развитие в определённых направлениях.

Выбранный путь может привести к совершенно новым биомам — с жарким или холодным климатом, который не подходит для текущих культур, или к ключевым точкам на карте: местам отдыха Онбу, залежам редких ресурсов, руинам, пригодным для исследования, или группам выживших, которых можно принять в деревню.
Постепенно сюжет начинает всё теснее переплетаться с элементами выживания, но структура игры позволяет не торопиться: выполнение миссий не требует спешки.
Основной режим The Wandering Village — это неспешное повествование с множеством промежуточных целей, которые органично ведут вперёд и не дают заскучать. Для тех, кто предпочитает вызов, есть и соревновательный режим, где нужно просто продержаться как можно дольше.
Единственное, что может огорчить, — ограниченный набор контента: после изучения четырёх биомов основные игровые возможности раскрываются полностью. Однако благодаря высокой плотности событий во время каждого прохождения этот недостаток почти не ощущается.
Итоговая оценка: 8 из 10
The Wandering Village — несмотря на кажущуюся простоту, и недостаточную глубину в некоторых аспектах, достойное дополнение к ряду градостроительных стратегий. Это неторопливая, но увлекательная смесь управления поселением и заботы о гигантском существе. Несмотря на отсутствие насыщенного сюжета и неспешное развитие, игре удаётся очаровать своей уютной атмосферой и неспешным темпом.
Длительный этап раннего доступа дал разработчикам возможность довести игру до стабильного уровня как в плане технической реализации, так и по части геймплея. Игроку предлагаются два основных режима — сюжетный и бесконечный, каждый из которых раскрывает разные стороны игрового процесса. Классические механики вроде сбора и обработки ресурсов, технологического прогресса и управления нуждами жителей никуда не делись.
Ключевую роль в игре играет Онбу — гигантское существо, на чьей спине расположена вся инфраструктура. Забота о нём — не просто дополнительная задача, а важная часть выживания. Его необходимо кормить, обеспечивать отдых, исследовать поведение и учитывать его физическое состояние. Именно взаимодействие с Онбу придаёт игре особое очарование и выделяет её среди других представителей жанра.