
Если в игровой индустрии и есть жанр, который с каждым годом только укрепляет свои позиции, то это, без сомнения, survival или выживалки. Подтверждений тому масса — от небольших инди-экспериментов до масштабных миров, в которых исследование неизведанного становится ключевым элементом игрового процесса. Главная сила таких проектов — в ощущении полной свободы: одни часами обустраивают базы и добывают ресурсы, другие с головой уходят в приключения и исследуют каждый укромный уголок мира.
В январе 2024-го мы стали свидетелями стремительного взлёта сразу двух неожиданных хитов в этом жанре. Сначала была Palworld, которая всего за трое суток разошлась тиражом в 3 миллиона копий. Спустя неделю на сцену вышла Enshrouded — тоже успешная, пусть и не добравшаяся до такого же коммерческого ажиотажа. Что обидно, ведь по многим причинам именно она заслуживает большего внимания.
Над Enshrouded работает студия Keen Games, известная по Portal Knights и Sacred 3. В новой игре она вновь обращается к любимому многими жанру, добавляя в привычную формулу выживания насыщенные элементы action-RPG. Потенциал здесь чувствуется сразу, но хватает и ряда других проблем.

Приглашаю вас отправиться в путешествие по загадочному Эмбервейлу — миру, в котором свет и тьма переплетаются самым необычным образом. Я провел в игре несколько десятков часов — и теперь готов поделиться, за что она уже сейчас способна цеплять.
Стоит отметить, что играл я в одиночку и на повышенном уровне сложности, так что некоторые моменты могут быть искажены этим фактом.
Когда исследование — главное приключение
После быстрого знакомства с довольно скромным редактором внешности персонажа, Enshrouded сразу предлагает завязку своей истории. Игроку отводится роль Пламярождённого — пробудившегося после долгого сна героя, оказавшегося в разрушенном мире, где когда-то магия вышла из-под контроля, и теперь земли окутаны густой Пеленой, полной чудовищ.


Вы приходите в себя в древнем святилище и постепенно осваиваете основные механики через простую обучающую зону. Enshrouded — классическая выживалка от третьего лица, в которой чувствуется влияние многих игр, но особенно — последних частей The Legend of Zelda.
С самого начала становится понятно: исследовать мир — одно удовольствие. Интерфейс ненавязчив, сбор материалов реализован удобно, а создание предметов понятно с первых минут. Игра избавляет от утомительных механик вроде постоянного голода и жажды, предлагая более щадящий подход — особенно на стандартной сложности. Хотя на высоком уровне еду всё-таки придётся искать чаще, питьё почти не требуется — видимо, Пламярождённым влага необязательна.

Авторы постарались сделать выживание не слишком суровым, но и не банальным. Можно долго обходиться без сна и еды, но если всё же отдохнуть и подкрепиться — получите полезные временные усиления. Сбор ресурсов устроен так же: сделал инструмент — и спокойно добыл нужное, без выматывающего фарма.
Такой подход освобождает от лишних забот с инвентарём и позволяет сосредоточиться на главном — исследовании. Это основной элемент Enshrouded. Мир не генерируется случайно, он создан вручную — как в Breath of the Wild — и открыт с самого начала.
С любой возвышенности видно интересные объекты: башни, форты, руины. Каждое такое место — небольшое приключение, где вас ждут враги, головоломки, прыжки по платформам и иногда — битвы с боссами. Игра постоянно подкидывает что-то новое, не давая заскучать. А ещё по миру спрятано множество сундуков с ценным лутом — так что изучать даже самые, казалось бы, пустые уголки мира действительно интересно. Найти тайник — это отдельное удовольствие, будто откопал настоящее сокровище. Ообенно, когда это — легендарное оружие. Хотя бывает и так, что в роскошнной на вид сокровищнице лежат просто необычные блоки для строительства.


Однако путь к этим точкам не всегда лёгкий: часть карты покрыта Пеленой — зоной с ограничением по времени пребывания. Передвижение по ней может быстро утомить, особенно из-за постоянного отсчёта времени, который можно сбрасывать только при помощи специальных предметов. Тем не менее, именно в этих опасных местах находятся редкие ресурсы, некоторые сюжетные миссии и самые серьёзные противники.
Кроме того, по миру разбросаны укреплённые лагеря врагов. За ними иногда скрываются важные союзники — кузнец, алхимик, охотница. Освободив их, вы получите доступ к новым возможностям на своей базе. Некоторые квесты активируются после чтения найденных записок, другие появляются в диалогах с поселенцами. Не все задания захватывающие, но они делают исследование живее.

Начало привычное: собираем базовые материалы, создаём инструменты, строим укрытие и костёр. Затем приходит очередь верстака, кровати, сундуков. Важные устройства, такие как кузница, открываются после спасения нужного персонажа.
Часть ресурсов встречается почти сразу, другие придётся искать в более опасных районах. Enshrouded не изобретает жанр заново, но предлагает продуманную реализацию знакомых элементов. Темп здесь неспешный: вы охотитесь, обустраиваете базу, осваиваете ближайшие земли.
И пусть тут нет кинематографических вставок или актёрской озвучки, история мира не осталась без внимания. Падение Эмбервейла раскрывается через окружение, предметы и найденные записки и книги. Keen Games не просто вдохновились чужими идеями, а сумели сплавить их в цельную, проработанную вселенную.
Простая, но функциональная боевая система
Как уже стало ясно, исследование мира в Enshrouded — ключевая часть игрового процесса. Чтобы сделать его удобнее, разработчики предусмотрели несколько вспомогательных приспособлений. Один из таких — крюк-кошку — вряд ли можно назвать удачным решением. Несмотря на ожидания, использовать его можно не везде, а лишь в специально обозначенных местах. Это ограничивает свободу перемещения и делает инструмент скорее ситуативным, чем универсальным.
Куда более полезным оказался планер. С его помощью можно безопасно снижаться с высоты и ненадолго зависать в воздухе — правда, это зависит от запаса выносливости. Тем не менее, он позволяет добираться до труднодоступных локаций и ощутимо расширяет возможности при исследовании.
Та же простота, с которой задействуются инструменты вроде топора или кирки, характерна и для боевой системы: одна клавиша отвечает за атаку, другая — за защиту. Заряженных ударов, сложных приёмов или каких-либо продвинутых боевых механик, по крайней мере в самом начале развитияя персонажа, не предусмотрено. Тем не менее, с учётом жанра всё функционирует вполне слаженно.

Впрочем, в бою есть место и для более точных действий. Можно зафиксировать врага в прицеле, отступить перекатом или попробовать парировать атаку. Если сделать это вовремя, противник на мгновение оглушается, открываясь для контратаки. Хотя система не претендует на глубину Souls-подобных игр, базовые элементы присутствуют и работают надёжно.
Скрытное перемещение, напротив, реализовано слабее. Главная проблема — нестабильная анимация приседа. Стоит столкнуться с неровной поверхностью — и персонаж тут же выпрямляется, моментально привлекая внимание врагов. В итоге скрытность здесь выглядит как второстепенный, до конца не доработанный элемент.
Зато cистема развития персонажа в Enshrouded реализована добротно и гибко. Игроку доступно широкое дерево умений, которое позволяет развивать героя в любом желаемом направлении — от классических ролей вроде воина и лучника до мага или универсального бойца, сочетающего сразу несколько специализаций. Опыт начисляется не только за победы над врагами и выполнение заданий, но даже за банальный сбор ресурсов, что поощряет любой стиль игры.
Каждый класс завязан на своей ключевой характеристике: сила будет полезна для бойца ближнего боя, интеллект — для заклинателя, а ловкость пригодится тем, кто предпочитает дальний бой. Такой подход делает развитие героя интуитивно понятным и открывает простор для разнообразных билдов, подстроенных под личные предпочтения.
Дерево навыков включает двенадцать направлений, которые можно комбинировать как угодно. Хотите узкую специализацию? Пожалуйста: можно сконцентрироваться, например, на лечении или стать живучим «танком». А можно распределить очки по разным веткам, создав гибридного героя, способного справляться с любой задачей.



Все персонажи в начале игры имеют одинаковые характеристики (различается лишь внешний вид), но по мере прохождения вы будете получать очки навыков. Их можно вложить туда, где это действительно важно для вашего стиля игры.
При этом Enshrouded не наказывает за эксперименты. Сбросить выбранные навыки и перераспределить очки можно в любой момент — достаточно заглянуть к Алтарю Пламени и внести символическую плату.
Развитие персонажа ощущается как необязательное, но приятное дополнение — как, впрочем, и многие другие элементы Enshrouded, которые не давят на игрока, а мягко подстраиваются под выбранный стиль прохождения.
Мир на обломках — пора привести его в порядок
Одна из самых ярких особенностей Enshrouded — это система строительства. Если вы получаете удовольствие от создания собственных построек, будь то уединённая хижина в чаще леса или огромный замок, парящий над скалами, — здесь вы почувствуете себя как дома. Разработчики предоставили в руки игрока мощный, гибкий инструмент, хотя потребуется немного времени, чтобы освоиться с его возможностями.
Мир Эмбервейла построен на воксельной технологии — вместо традиционных полигональных моделей здесь всё состоит из мелких цифровых кубов, содержащих информацию о физике объектов. Это даёт огромную свободу: можно не просто ломать окружение, но и перестраивать его по своему желанию. Хотите вырыть пещеру под домом или взорвать проход в скале — пожалуйста, всё это реально.
Так как окружение здесь подвержено трансформации, логично, что и строительство стало частью игрового процесса. Игрокам доступны шесть наборов строительных элементов разной формы и масштаба, с помощью которых можно возводить здания, покрывать их крышей, а при желании — даже менять рельеф местности. Любителям строить форты, дома и крепости скучать точно не придётся — тут можно зависнуть на десятки часов.
Единственное ограничение заключается в невозможности строить за пределами баз: это означает, что нет возможности возводить мосты или элементы для обхода препятствий. С другой стороны, игра поддерживает терраформинг почти каждого пикселя карты, кроме зданий, поэтому можно деформировать любой рельеф с помощью кирки и даже создавать туннели.

Всё начинается просто: установил первый верстак — и понеслось. Чем дальше, тем больше осознаёшь: почти ничего не ограничивает твою фантазию. Система напоминает Minecraft благодаря блочной природе, но визуальный результат куда более реалистичен. Можно вырезать формы прямо из ландшафта, комбинировать материалы вроде дерева, камня и глины — каждый из них придаёт строению особый характер.
Особое внимание уделено интерьеру. Дом можно наполнить деталями: расставить мебель, повесить светильники, постелить ковры, украсить всё мелкими элементами — в результате получается по-настоящему индивидуальное пространство. И судя по активности сообщества, которому не лень делиться скриншотами и роликами, стройка действительно пришлась игрокам по вкусу.
Но построенные базы — это не просто украшения. В вашем жилище со временем поселяются спасённые ремесленники: кузнец, алхимик, охотница и другие. Каждый открывает новые рецепты и возможности. Мастерские требуют размещения, а постройки начинают функционировать как полноценный организм. С недавних пор появилась возможность приручать животных и заселять базу и другими обитателями — как сельскохозяйственными, так и просто домашними животными и другими полезными NPC, которые помогают по хозяйству: поливают растения, собирают урожай и многое другое.
Без шероховатостей, конечно, не обошлось. Интерфейс может сначала показаться громоздким — настолько он многофункционален. Но немного практики — и вы уже с головой уходите в строительство. Иногда приходится добывать ресурсы для крупномасштабных проектов, но сам процесс настолько затягивает, что превращается в часть удовольствия.
Даже несмотря на ранний доступ, строительная система ощущается удивительно зрелой. Построить новый дом или укрепление можно буквально за считанные минуты — стоит лишь подобрать нужные материалы и формы.
Игрокам, знакомым с жанром, хватит пары минут, чтобы вникнуть в местную механику. Некоторые особенности объяснены не слишком подробно, но игра помогает освоиться — каждый новый элемент сопровождается подсказками и демонстрацией. Хотя хотелось бы, чтобы конструктор стал подружелюбнее — основы схватываешь на лету, а вот многие нюансы — нет.
Но за всей этой мощной творческой системой скрывается один нюанс — ваша база остаётся в безопасности, на неё никто не нападает.
По словам креативного директора Энтони Кристулакиса, это решение было сознательным:
«Если бы на базу регулярно совершались набеги, игрокам пришлось бы проектировать оборонительные сооружения, а это шло бы вразрез с творческой свободой. Враги разрушали бы ваши постройки, и это бы раздражало. Мы решили сосредоточиться на созидании. Так что если вам хочется построить замок в облаках — ничто не помешает».
Погружение в Эмбервейл: когда мир оживает благодаря картинке и звуку
Знаете, что еще по-нанастоящему цепиляет в Enshrouded с первых минут? Это то, как игра общается с тобой не только геймплеем, но и через свои визуал и звук. Разработчики тут явно поработали на славу, создав не просто мир, а целую атмосферу, в которую погружаешься с головой.


Разработчики из немецкой студии Keen Games не стали полагаться на готовые решения — вместо привычных Unreal Engine или Unity они создали собственный движок, Holistic Engine, заточенный специально под Enshrouded. И это чувствуется: игра выглядит не просто красиво — она визуально цельная, стильная и в чём-то даже самобытная.
Каждая локация здесь — словно отдельная история. Вот ты бредёшь через солнечные долины с буйной зеленью, а через несколько минут — уже плутаешь по выжженным пустошам с мёртвыми деревьями и потрескавшейся землёй. Мир не просто разнообразен — он живёт, дышит, и постоянно подкидывает новые ощущения.
Особенно мощно работает Пелена — зловещий зелёный туман, окутывающий часть мира. Когда ты оказываешься внутри, всё меняется: краски тускнеют, появляется странный свет, в воздухе — тревога. Атмосфера тут сразу сгущается, и ты инстинктивно напрягаешься, прислушиваясь к каждому шороху. Эта часть мира чем-то даже напоминает кино вроде «Ущелья» — пугающе завораживает.
Не менее впечатляющими получились погодные эффекты и освещение. Закаты и рассветы — просто загляденье: свет пробивается сквозь листву, отбрасывая мягкие тени, и всё вокруг выглядит как картина. Игроки со всего мира с радостью делятся скриншотами, и неудивительно — хочется сохранить каждый момент. Авторы даже предусмотрели возможность полностью отключить интерфейс, чтобы ничто не мешало наслаждаться видами.

Впечатление дополняет и внимание к деталям: текстуры камней, проработка снаряжения, природные объекты — всё выглядит натурально и аккуратно. Мир ощущается живым не только за счёт геймплея, но и благодаря тому, как он выглядит.
Теперь о звуке — и тут Enshrouded не подкачала. Музыкальное оформление подстраивается под происходящее: в бою звучит эпично и напряжённо, в руинах — таинственно и мрачно, а когда ты просто отдыхаешь на базе — ненавязчиво и расслабляюще. Но это не просто фон — саундтрек работает на эмоцию, усиливая эффект от происходящего.
А вот звуки окружения — это прям отдельный кайф. Стоит зайти в лес — сразу слышно пение птиц, где-то постукивает дятел. А ночью всё меняется: звуки глуше, настороженнее. В Пелене звук будто проходит сквозь вату — приглушённый, искажённый, с редкими стонами неизвестных тварей и мокрым чавканьем мерзкой флоры. Каждое действие — будь то шаг, удар киркой или взмах меча — звучит насыщенно и реалистично.
Короче говоря, визуальная и звуковая составляющие в Enshrouded — это не просто «красивая обёртка». Это то, что делает игру по-настоящему атмосферной. Ты не просто проходишь квесты или строишь базу — ты живёшь в этом мире. И хочется возвращаться туда снова, просто чтобы побыть внутри этой волшебной, немного пугающей, но такой завораживающей вселенной.
Чего пока не хватает Enshrouded: взгляд игрока на текущие шероховатости
Знаете, я провёл в Enshrouded уже немало часов, и, честно говоря, влюбился в её мир и атмосферу. Но как и у любой игры в раннем доступе, у неё есть свои больные места, о которых просто невозможно молчать, особенно если хочешь быть честным.
Самая, пожалуй, главная и часто обсуждаемая претензия — это некоторая монотонность всех ваших действий. Повторяющиеся подземелья, одни и те же типы заданий, которые сводятся к «принеси-подай» или «убей всех» в очередной шахте, могут вызвать скуку. Хочется больше сюрпризов, новых механик, уникальных событий, которые бы разбавляли рутину.

Глубины в проработке сюжета пока маловато. История подаётся довольно поверхностно и в основном через найденные записки, которые служат скорее фоном, чем полноценным повествованием. В итоге всё сводится к классической формуле: собираем ресурсы, улучшаем снаряжение, чтобы справляться с более опасными врагами — и так по кругу.
Ещё один камень преткновения — боевая система. Она вроде бы и работает, но ей явно не хватает глубины и отточенности. Она слишком простаяя, а иногда и «деревянная». Отсутствие разнообразия в мув-сетах врагов, предсказуемые атаки и довольно базовые анимации не дают в полной мере насладиться сражениями, особенно после того, как ты провёл в игре много времени. Складывается впечатление, что разработчики сделали ставку на дальний бой — отчасти из-за того, что враги периодически застревают в окружении, что облегчает расстрел с безопасной дистанции.
А теперь про гринд и баланс. Ох уж этот гринд! По началу его вообще не ощущаешь. Но затем приходит понимание, чтобы скрафтить себе что-то топовое, построить огромную базу или прокачать свой домик, нужно ну очень много ресурсов. И порой это превращается в утомительное беганье по одним и тем же местам, а не в увлекательное приключение. Это прям бич многих игр-выживалок, но здесь это ощущается особенно остро, потому что ты хочешь наслаждаться миром, а не постоянно искать медную руду или металлалом.

Отдельного внимания заслуживают технические огрехи. Да, в целом производительность у меня была стабильной — на системе с i7 12700 игра шла без проблем и за почти 30 часов у меня не было ни одного вылета или какой-то критической ошибки. Однако у многих пользователей наблюдаются просадки FPS, долгая компиляция шейдеров (которой я вообще не заметил) и прочие сложности с оптимизацией. С падением частоты кадров сталкивался и я — игре явно не помешала бы шлифовка в этом плане.
Не обошлось и без багов: предметы могут проваливаться сквозь землю, враги — застревать в текстурах, интерфейс — временами сбоить. Это не критично и встречается не так часто, но портит общее впечатление.
Погода в игре почти не меняется. Иногда пробегает дождик, но о полноценной смене погодных условий говорить не приходится. Хотелось бы хотя бы раз увидеть гром с молнией — это бы здорово оживило атмосферу.
Сохранение прогресса вызывает вопросы. Если выйти из игры, то убитые ранее боссы и захваченные лагеря снова станут активными. С точки зрения фарма — удобно, но иногда появляется ощущение, что твои усилия были напрасны.
Так же, судя по отзывам, в мультиплеере иногда бывают проблемы с подключением или рассинхронизация, что, конечно, портит кайф от совместной игры с друзьями. Нельзя сказать, что это критично и встречается постоянно, но такие моменты выбивают из колеи. К тому же, весь прогресс в онлайне зависит от хоста: если вы не хотите арендовать сервер или играть с незнакомыми людьми, придётся мириться с этим ограничением. PvP, к слову, в игре нет, так что в этом плане проблем не возникает.

Со временем даже впечатляющий на первый взгляд мир Enshrouded начинает приедаться. За 25 часов игры мне удалось побывать лишь в двух зонах — стартовой и лесной. Возможно, дело в том, что я выбрал высокий уровень сложности и часто погибал. Но как бы там ни было, эти два биома слишком однотипны: отличаются они в основном только размещением ресурсов. Хотя я встречал и новый тип врагов. В остальном — слишком мало деталей, способных по-настоящему зацепить. Это особенно странно, ведь на дальних планах мир выглядит эффектно, пейзажи могут удивить. Как я понял, в игре уже существуют пустынная и заснеженная области, а разработчики сейчас трудятся над добавлением водного биома. Возможно, он хотя бы немного компенсирует почти полное отсутствие воды в игре (если не считать колодцы), а заодно и привнесёт столь недостающую механики рыбалки, которую здесь явно не хватает.
Мир огромен, но ощущается пустоватым. Чем дальше — тем больше врагов, но путь к ним часто утомителен. Много пустых пространств, где ничто не отвлекает или не вызывает интереса. Иногда встречаются светлячки, бабочки или мирные зверушки, но всё это слишком редко. Хотелось бы большего разнообразия и живности — и верится, что в будущем разработчики этот момент подтянут.
Заключение
Несмотря на ряд очевидных недочётов, которые, скорее всего, будут исправлены до полноценного релиза, Enshrouded уже сейчас выглядит как один из самых перспективных представителей жанра выживалок. Перед нами обширный мир, насыщенный активностями, с уже функционирующими игровыми системами. Всем, кто неравнодушен к атмосферным выживалкам, определённо стоит дать ему шанс.
По технической части игра уже впечатляет: картинка сочная, проработка окружения — почти на уровне крупных AAA-проектов. Вот только глубины в контенте местами не хватает. Иногда игра отдаёт духом типичных «песочниц» от Ubisoft, где масштаб есть, а наполнения не всегда достаточно.
Разумеется, делать окончательные выводы пока рано — полноценный релиз запланирован лишь на 2026 год. Но если бы нужно было выставить оценку уже сейчас, я бы без колебаний поставил крепкую восьмёрку — а может, и выше. Уже сейчас в ней есть множество контента на несколько незабываемых десятков часов — так что смело хватайте игру на ближайшей распродаже.