
Mafia: The Old Country от Hangar 13 и за издательством 2K добралась до релиза 8 августа 2025 года и кардинально разъединила игровое сообщество — проект не самого высочайшего качества может понравится геймерам, но не хватает звёзд и отталкивает некоторыми особенностями. Я погрузился в это приключение и теперь спешу подробно рассказать о нём, а также поковыряться в некоторых деталях и попробовать разобраться в каждом ключевом аспекте игры.
Становление мафиозного бандитизма

Начну, как всегда, с сюжета и немного углублюсь в него через спойлеры. Если читатель не хочет знать деталей истории, то лучше сразу перейти к следующему разделу с геймплейными особенностями.
Действие Mafia: The Old Country происходит в самом начале XX века на Сицилии, а главным героем окажется Энцо Фавара — молодой юноша, которого ещё в детстве продал отец на шахты за символическую сумму в сотню лир. Это предприятие принадлежит семье Спадаро, а управляют им жестокие братья Бастони. Энцо вместе с верным другом Гаэтано мечтает выкупить свои жизни и уехать в Америку ради хорошей жизни.
После трагического случая по вине начальства погибает товарищ героя, поэтому Энцо сталкивается в схватке на ножах с управляющим, ворует лошадь и убегает с шахты. Он прячется на землях семьи Торризи, где его и нагоняют злодеи. Торризи вместе с подопечными спасают Энцо от смерти, дают ему кров и предлагают работу. С этого и начинается путь героя: от обычного разнорабочего до одного из самых влиятельных членов семьи.

На протяжении всей истории игроку предстоит выполнять различные задания и частенько решать проблемы Торризи: от малых до великих. Каждая глава относится к одному из таких занятий. Поначалу Энцо всего лишь занимается уборкой и таскает грузы. Позднее он принимает участие в скачках и гонках, собирает долги, помогает в различных делах, например, поиске украденного насоса, краже виски или сопровождении дочери дона Торризи. Ему приходится убивать злодеев и всеми способами помогать поддерживать работу мафиозной ячейки под присмотром младшего босса семьи Луки Трапани. Он по-доброму отнёсся к ситуации Энцо и всячески опекает его в процессе игры.
Энцо живёт на вилле, постепенно обзаводится личной квартирой и по случайному стечению обстоятельств влюбляется в Изабеллу, дочь дона. У них зарождаются отношения, что по меркам правил семьи считается очень серьёзным проступком, особенно после официального принятия героя в семью и клятве на крови.
После нескольких передряг (трагическая смерть Луки, постоянные разборки «не на жизнь, а на смерть») Энцо приходит к мысли о завершении своей мафиозной тропы и пытается придумать путь отхода, чтобы вместе с возлюбленной покинуть Сицилию и отправиться в Америку. Об этом узнаёт дон Торризи — начинается охота за Энцо. Он собственноручно убивает дона, но погибает от рук его племянника и по совместительству своего друга Чезаре Массаро, которого герой пощадил за пару мгновений до этого.

В заключительной части финальной главы придётся играть за Изабеллу, пройти участок стелса и сразиться с консильери Тино Руссо в духе битвы с Дэвидом из The Last of Us Part 1. Девушка сможет покинуть Сицилию и отправится на поиски хорошей жизни на другом континенте.
Если посмотреть на всю концепцию целиком, то сюжет получился этаким середнячком, наполненным клише и очевидными сценарными ходами. Он отлично передаёт дух «мафиозного времени», но утопает в обыденных для фанатов серии ситуациях. Да и героев вряд ли можно назвать фактурными.

Энцо Фафара — молчаливый главный герой, успешно выполняющий любые задания, не задающий вопросы, следующий букве чести и долга, постепенно поднимающийся по иерархии за свои заслуги. Дон Торризи — типичный мафиозный дон, который кажется справедливым и честным, но следует только своим интересам и желаниями. Тино — чрезмерно строгий и жестокий консильери.
Лука Трапони — единственный «добрый» мафиози с острым умом, который, конечно, погибает в перестрелке и перед смертью желает герою завершить дела и обрести покой вне работы на семью. Чезаре Массаро — избалованный «тугодум», опирающийся на силовой способ решения проблем и ведущий праздную и беззаботную жизнь.

Герои никак не развиваются, не выходят за рамки установленных базисов и всегда однотипны и однобоки. Несмотря на жанр мафиозной драмы, за все моменты я лишь немного взгрустнул из-за смерти Энцо и порадовался свободному и полному надежд будущему путешествию Изабеллы. При этом все важные для истории моменты подаются слишком очевидно. Ещё до завершения соответствующих фрагментов я осознавал, что сейчас произойдёт — ожидаемыми оказались почти все события. А смерть главного героя вышла и вовсе само собой разумеющимся «мероприятием».
«Ну а чего вы ждали от игры про мафию?» — наверное, подумали сценаристы, сидя в своём кабинете с сигарой в руке. Иначе объяснить совсем не получается, почему не было даже попытки выйти за вехи сеттинга. Им не удалось преподнести нечто новое, поэтому они всего лишь повторили выбитые десятилетиями сюжеты.

Зато отсылок к предыдущим играм напихали и представили многих героев, знакомых по предыдущим играм. Например, активное участие в ситории принимает Лео Галанте, а в процессе исследования можно ознакомиться с досье Эннио Сальери.
Лично мне нравятся небольшие, камерные истории, поэтому сюжет «четвёртой мафии» для меня оказался перевариваемым. Его трудно назвать захватывающим и повсеместно увлекательным, однако из-за нехватки такого сеттинга на поприще видеоигр Mafia: The Old Country может стать «порталом» в эпоху, способного освежить настроения предыдущих игр серии. Но, к сожалению, на одной только это эмоции далеко не уедешь — игра почти всем меркам ощущается обычным середняком, совсем необязательным для прохождения.
Режь, стреляй и прячься

Ох, как я люблю в одном заголовке описать весь игровой процесс. Mafia: The Old Country тоже не будет исключением. В наличии у нашего мафиози нож, пистолеты, винтовки, бинт для восстановления здоровья, гранаты и всё. В стелс-сегментах Энцо может бесшумно уничтожать врагов с помощью ножа или удушения, а также отвлекать их монеткой или броском предметов.
Если такой тип прохождения не требуется по сюжету, то можно в любой момент достать пистолет или винтовку и перестрелять всех противников из укрытия. Иногда по сюжету удастся «зарубиться на ножах». В этом случае доступно несколько типов ударов, уклонение, парирование — всё в лучших традициях экшенов от третьего лица. Очевидно, крайне скудная и безынтересная боевая система.

Перед фрагментами с активным геймплеем Энцо будет разъезжать на лошадях и автомобилях, добираться от одной точки до другой, болтая с напарниками. Попутно иногда получится собирать коллекционные предметы (газеты, загадочные лисицы, карточки святых) и по необходимости делать фотографии местности и памятных мест Сицилии.
В лавке можно прикупить оружие, приобрести автомобиль, открыть улучшения амулета с дополнительными свойствами — типичные покупки для открытого мира. Делать этого совсем без надобности. Оружие всегда выпадает из врагов или его выдают перед началом миссии. Амулет полезен, но не настолько критичен в геймплее. Да и денег Энцо собирает не так уж и много даже при осмотре каждого тела. К концу игры вообще можно ничего не купать, чтобы сразу получить доступ ко всем машинам и открыть соответствующее достижение. Ничего не напоминает? Правильно — очередное проявление открытого мира, вернее его огрызка.

А теперь немного теории заговора. С таким подходом к геймплею от крупной студии кажется, что Mafia: The Old Country — всего лишь обрезок «старой мафии» с открытым миром. Складывается ощущение, что проект начали потихоньку создавать ещё в 2019-2020 годах, подумывали создать большой «живой» остров и рассказать историю становления ранней мафии и героя, который жил в разное время, совершенствовал свои бизнесы, завоёвывал очки уважения, захватывал территории.
Но глобальная пандемия нарушила первоначальные планы — разработка встала. Постепенно за пару лет в студии поняли, что их проект кардинально устарел, поэтому разработчики активно закрывают мир, маскируют «этапы» становления мафиози через чёрные экраны загрузки в кат-сценах и возвращаются к варианту линейной игры. Делают упор на повествование (сейчас же все такое любят), но не справляются с подачей контекста и создают странный, серый и местами унылый мир.

Вроде бы и завязка необычная и сразу же приковывает к действию, финал тоже не отступает, в духе любой драмы про мафию позволяет герою «уйти красиво» и оставить после себя какое-никакое наследие — беременная любимая жива и не прикована к порочным желаниям семьи. Однако между этими двумя точками множество блёклых занятий, местами совсем нудных.
Нет, не плохих, попросту оборванных, без тех активностей, которыми можно было бы заполнить пустоту. У нас в наличии несколько гоночных автомобилей? Почему бы не вставить линейку гоночных квестов. Даже этого не реализовали. Вроде всё и неплохо, но слишком просто и поверхностно для сюжетной игры — более сотни коллекционных предметов же не убрали.

В сюжетной части даже города пустые — шаг, другой и сразу же заглушка с просьбой вернуться обратно. Да и ощущение безжизненной пустоты совершенно не покидает. В свободном режиме, конечно, натыкаешься на людей, их там больше, они занимаются своим «заскриптованным» делом и только при физическом столкновении с героем или использовании оружия поблизости реагируют какими-то обыденными репликами на действия игрока. К слову о скриптах — с автомобилями здесь совсем худо. Все они (в сюжете это видно намного лучше) появляются в определённых местах, их очень мало. Можно сослаться на начало века, однако и всадников на лошадях здесь не больше.
Постоянно складывалось ощущение, что не успели всё сделать и переделать — то ли сроки опять виноваты, то ли сил не хватило. В «Мафии» всегда старались сделать упор на реализм, но, скорее всего, к 2025 году в Hangar 13 уже подбивали проект под текущие стандарты, по которым всем надоели открытые миры. Вроде маску сконструировать получилось, а полностью погрузить в процесс не получилось. Или же попросту устали от разработки и наспех собрали мир из того, что было. Первый вариант кажется менее трагичным.

В любом случае Mafia: The Old Country ощущается игрой пятилетней давности — ранее было модно делать схожий стелс с отвлечением врагов, переходы между локациями с пролезанием через щели, разбрасывать множество коллекционных предметов в качестве обычных вещей, раскрывающих события за пределами игры.
«Мафия» всегда ощущалась этакой Grand Theft Auto для тех, кто не хочет веселиться. С большим миром, живущим по своим принципам, где игрок был полноценной его частью. Катаешься по городу и где-то в стороне проворачиваешь свои дела. А любое столкновение с врагами, будь то перестрелка в баре или погоня, — честная схватка с точной расстановкой сил. Встретил пять бандитов — победил пять бандитов. Всё как в реальной жизни — никаких выбегающих подкреплений из невидимых укрытий и тому подобного. А первые две части и вовсе ощущаются фильмом, в котором геймеру предстоит сыграть роль гангстера и посмотреть сюжет на фоне реалистичного города. В итоге: ни открытого мира для веселья, ни реализма.
Красоты Сицилии

А вот по части прорисовки локаций всё получилось очень хорошо: яркое солнце, красивые деревья, реалистичные здания, проработанные в деталях автомобили. Теплота Сицилии ощущается через экран и погружает в атмосферу свободы южной Италии, полной прекрасных мест.
Я играл в Mafia: The Old Country на базовой PlayStation 5 и игра смогла поразить меня окружением. Повсюду очень красивые декорации, в которых приятно находиться. А вот расстроили совсем уж посредственные модели персонажей (тем более обычных NPC) и их лицевые анимации. В итоге, к сожалению, всю удивительную красоту увидят и прочувствуют лишь обладатели самых мощных сборок.
Да ещё и с оптимизацией не то, чтобы всё в порядке. Без использования различных технологий, снижающих нагрузку на железо, высокой частоты кадров добиться будет не так уж и легко. Я использовал режим «Качество» на консоли и местами мне не хватало красоты — изображение иногда даже размывало при резком повороте камеры. А вот по части музыкального сопровождения точно всё в порядке. Глубокие мелодии, подходящие антуражу мафиозной драмы. Хотя бы тут не подвели.

Так много отмечено выше негативных моментов о Mafia: The Old Country, что к концу написания осталось ощущение горечи на душе. Стороннему и не самому требовательному игроку новый проект способен понравится, да и для меня некоторые моменты оказались близки — не зря же сверх сюжета собирал лисиц и выбивал платину. Но с учётом огромного бэкграунда серии и появления добротного ремейка первой части кажется, что «старая добрая мафия» исчерпала себя полностью. Но это же не так. Наверное, один из самых неприятных моментов года. Вроде бы и на разок сойдёт, но хочется совсем не этого.
Плюсы:
- Красивые локации;
- Атмосфера мафиозной драмы.
Минусы:
- Устаревший и посредственный геймплей;
- Очевидные сюжетные повороты;
- Скудная оптимизация;
- Пустой и безыдейный мир.
Итоговый балл: 6.0 из 10
Вердикт: Mafia: The Old Country способна найти отклик у некоторых игроков, но она ощущается «сырым» и простоватым продуктом устаревшего геймдева, паразитирующем на разработках прошлого.