
Существуют игры, которые просто отказываются умирать. Им уже буквально сто лет, но в них по-прежнему продолжают играть. Речь идет о таких ветеранах, как StarCraft, «Герои 3», WarCraft 3, Half-Life 2 и так далее. Пожалуй, у многих из нас есть парочка старых тайтлов, которые мы регулярно перепроходим.
А как дела обстоят с MMO-играми, которым уже стукнуло 20 лет? А ведь именно там, в глубинах онлайна, скрываются настоящие динозавры! Их не тронуло время, они все еще живут, развиваются и даже зарабатывают. Иногда — пугающе успешно.
Давайте вспомним про этих вечно юных старичков, которые запросто переживут многие современные хиты.
The Lord of the Rings Online (2007)

Начнем с самого «молодого» ветерана — The Lord of the Rings Online. И если вы думаете, что ее время давно прошло, спешим вас разубедить. В мире есть огромное количество фанатов «Властелина колец», которые крайне ревностно и настороженно реагируют на любой контент по великой фэнтези-франшизе.
Да, Shadow of Mordor и Shadow of War подарили нам эпичные истории, но ни одна из них не позволяла собрать компанию друзей и отправиться в путешествие из Шира в Минас-Тирит. LOTRO же дает именно это ощущение — размеренного, уютного пребывания в знакомом мире Средиземья.
И самое интересное, что у игры до сих пор стабильный онлайн — около тысячи активных игроков ежедневно. Для проекта 2007 года это феномен. Более того, сообщество готово платить. Например, подписка стоит 15 долларов в месяц, и фанаты без колебаний готовы раскошелиться, дабы поддерживать разработчиков любимой игры.
Студия Standing Stone Games продолжает делать приятные сюрпризы поклонникам игры. В августе игрокам подарили промокод EXPLOREOURWORLD, который открывает все сюжетные пакеты и дополнения — от Гондора до «Судьбы Гундабада» (2021). Ранее контент до Гондора и дополнение «Перед Тенью» (2022) уже былибесплатными, но теперь игроки получили возможность бесплатно наверстать почти три года прогресса — без подписки и лишних затрат.
Есть, правда, и ограничения. Код не распространяется на свежие дополнения — «Корсары Умбара» (2023), «Наследие Моргота» (2024) и готовящееся расширение 2025 года. Зато для всех желающих в игровом магазине доступны за символические 99 очков кластер заданий «Возвращение в Карн Дум» и пакет «Обновленный Гондор». Чтобы активировать код, достаточно просто войти в игру.
Официально SSG не объяснила причины раздачи, но, по всей видимости, это способ реабилитироваться после непростого года — с техническими проблемами и затянувшимся переходом на 64-битные серверы. Аналогичный жест компания уже делала ранее для Dungeons & Dragons Online, и игроки встретили его с теплом.
При этом игра существует как будто в тени. О ней редко говорят, о ней почти не пишут, но она живет и процветает — тихо, спокойно, без шума. Видимо, проекту не нужна реклама. Ему хватает верных, пусть и немногочисленных, странников, для которых эти земли Средиземья сродни второму дому.
World of Warcraft (2004)

Историю о запуске WoW Classic, когда сервера задыхались от наплыва игроков, помнят, пожалуй, все. И это неудивительно! World of Warcraft остается символом целого поколения. С момента выхода в 2004 году она мгновенно стала самой популярной MMO в мире, задав стандарт, к которому с тех пор тянутся десятки студий.
В те годы Blizzard удалось невозможное. На пике славы Warcraft 3 фанаты мечтали о возможности не просто командовать армиями, а жить в этом мире. И WoW дала им такую возможность. В середине «нулевых» компьютерные клубы были переполнены игроками, которые не вылазили из Азерота, создавали гильдии, спорили о лоре и обсуждали, где лучше фармить золото.
В те времена знание игры ценилось почти как полноценная профессия. Опытные игроки проводили новичков по подземельям, помогали с квестами, а некоторые даже зарабатывали на этом, устраивая «платные экскурсии». Со временем вокруг WoW выросла целая культура — с жаргоном, традициями и своими легендами.
Прошли годы, менялись жанры, уходили поколения MMO, но ни одна игра так и не смогла повторить успех World of Warcraft. С одной стороны, время таких масштабных онлайновых миров постепенно ушло. С другой — никто не сумел сделать это лучше, чем Blizzard.
И пусть сегодня WoW уже не собирает миллионы новичков, она по-прежнему жива. Мир Азерота продолжает расширяться, получать обновления и держать преданных игроков рядом. Для многих это не просто игра, а дом, в который всегда можно вернуться. Пусть даже ради того, чтобы еще раз услышать знакомое приветствие у входа в Штормград.
Second Life (2003)

Думаете, The Sims дает возможность прожить альтернативную жизнь? Как бы не так! В 2000-х настоящей революцией стал проект Second Life — не игра, а полноценная виртуальная вселенная, где можно было буквально жить второй жизнью. Работать, зарабатывать внутриигровые деньги, платить аренду, покупать дома, устраивать вечеринки и даже вступать в брак.
На пике популярности Second Life стала культурным феноменом. Ее упоминали в прессе, на разных конференциях и даже в университетских исследованиях. Для многих это был эскапизм в чистом виде — цифровое отражение мечты о свободе, где границы реальности стирались.
И что удивительно — Second Life все еще существует! Мир жив, сервера работают, и даже выходят обновления (последнее — 17 сентября 2024 года). Однако заходить туда сегодня — это испытание не для слабонервных. Все стало платным, интерфейс выглядит как приветом из нулевых, а аудитория состоит в основном из старожилов, которые не покидали игру годами.
В каком-то смысле GTA RP стала духовным наследником Second Life. Там все проще, динамичнее и куда ближе к современному геймеру. Но сама идея — жить в цифровом мире по своим правилам — зародилась именно в Second Life.
И пусть проект давно утратил массовость, он по-прежнему существует наперекор времени (и здравому смыслу). Это буквально музей эпохи, где можно увидеть, с чего зародилсявесь этот разговор о «метавселенных» задолго до того, как это слово стало мейнстримом.
EVE Online (2003)

Если Second Life позволяла прожить вторую жизнь на Земле, то EVE Online дала возможность сделать это в космосе. Эта абсолютно безумная космическая MMO от CCP Games с 2003 года остается домом для самых хардкорных фанатов научной фантастики. Здесь можно быть кем угодно: пиратом, наемником, торговцем, промышленником, разведчиком или командиром флота из сотен кораблей.
Но это не главная фишка EVE. Например, уничтоженный корабль — это не просто набор пикселей, а реальная потеря денег. Внутренняя экономика игры напрямую связана с внешним миром, и история знает случаи, когда люди теряли флот стоимостью в сотни тысяч долларов. Иногда целые корпорации рушились из-за предательства или ошибок в переговорах. По сути, перед нами настоящая финансово-политическая драма в декорациях холодного космоса. А сколько было случаев с «угоном» аккаунтов…
Так или иначе почти два десятилетия с релиза EVE Online живет и развивается. Регулярные обновления, внутриигровые войны, политические скандалы и эпические битвы продолжают притягивать ветеранов и новичков. У игры стабильный онлайн — около трех тысяч активных пилотов ежедневно, и цифра эта не падает. Даже Илон Маск хотел поучаствовать в развитии EVE Online, добавив в игру ИИ. Но фанаты выступили категорически против.
Сегодня игра работает по модели free-to-play, но при желании можно приобрести премиальную подписку за 20 долларов.
Почему EVE до сих пор уникальна? Ей просто нет альтернативы. Star Citizen пыталась приблизиться, но не дотянула. В то время как EVE остается неизменной в своем безумии, доказывая, что если хочешь почувствовать настоящую власть и рискнуть всем в цифровом мире — тебе сюда.
RuneScape (2001)

RuneScape — одна из старейших MMO на планете, и, что удивительно, она все еще жива. Запущенная в 2001 году, RuneScape стала ориентиром для будущих хитов, включая саму World of Warcraft. За эти годы игра пережила смену движков, графических стилей и целые поколения геймеров. И все же — онлайн стабилен, тысячи игроков продолжают день за днем возвращаться в этот потешно квадратный, но родной мир.
С визуальной точки зрения RuneScape, конечно, выглядит так, будто время в ней остановилось в начале 2000-х. Но именно в этом заключается особое очарование проекта. Для многих это не просто игра, а цифровой дом, где все знакомо, где каждая деревня и шахта помнят твои первые шаги.
Отдельного разговора заслуживает система премиума. Здесь платная подписка — не про косметику или модные плюшки. Бесплатным игрокам доступно лишь около 20% карты, хочешь больше — гони монету. Да, модель можно назвать хищнической, но факт остается фактом, RuneScape жива. И работает уже больше двух десятилетий!
RuneScape — это MMO, которая не пытается подстраиваться под современные тренды. И пока в нее заходит хоть один фанат, готовый добывать руду в старом добром Варроке, игра будет жить.
Ultima Online (1997)

Если RuneScape можно назвать старожилом, то Ultima Online — это уже дед всех MMO, тот, кто стоял у истоков жанра и до сих пор не сдается. Вышедшая в 1997 году, она стала первой по-настоящему массовой онлайн-игрой, в которой тысячи людей одновременно делили один мир. И, что поразительно, этот мир до сих пор жив.
Ultima Online — часть великой вселенной, начавшейся еще в конце 80-х. Здесь есть все: торговля, ремесла, кланы, политические интриги и, конечно, сражения. Модель оплаты гибридная: часть контента бесплатна, часть — за деньги. Но это не тот случай, где вас заставляют платить на каждом шагу. Главное испытание здесь далеко не в монетизации.
PvP-система Ultima Online — настоящая школа выживания. Забудьте о мягких современных MMO, где можно спокойно фармить под музыку и не пересекаться с другими игроками. Здесь каждый встречный может стать врагом. Смерть — реальна, лут теряется, и единственный способ выжить — быть умнее, быстрее и безжалостнее.
Тем не менее серверы живут, а аудитория остается предана как никогда. Средний онлайн в полторы тысячи человек для проекта, которому скоро тридцать лет, — результат, достойный аплодисментов.
Итоги
Все в мире меняется, но что-то остается вечным! Это подтверждают доисторические онлайн-игры, которые все еще живы в 2025 году. А в какие старые ММО до сих пор играете вы? Расскажите в комментариях! И на этой ностальгической ноте мы с вами прощаемся, желаем удачи и традиционно приглашаем в гости на ggsel. Скоро увидимся!