Начнём с того, что в мире Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2 под «кланами» подразумеваются различные вампирские родословные. Принадлежность к определённому клану определяет, какие вампирские силы и способности изначально доступны вашему персонажу. Иными словами, клан можно рассматривать как некое «генетическое наследие» вашего вампира — хотя это вовсе не означает, что представители одного клана обязательно поддерживают друг друга как семья. Если выразиться в терминах игрового процесса, то выбор клана в Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2 эквивалентен выбору стартового класса: он определяет ваши базовые навыки, подход к бою и общий стиль прохождения.
Хотя Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2 технически разрабатывалась менее 21 года, которые прошли с момента выхода первой части, ожидание было настолько долгим, что порой создаётся именно такое ощущение. Поэтому даже ветераны серии могут ощутить неуверенность в том, что касается выбора клана или родословной. В этом гайде мы подробно описываем каждый из 6 кланов Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2, их особенности, ключевые способности и доступные умения, даём оценку по шкале сложности освоения, а также анализируем, какой из кланов подойдёт лучше всего для первого прохождения.
Так какой клан в Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2 лучше?
Перед тем как выбрать родословную для своего Кочевника, вам предстоит пройти обучающий квест, в рамках которого вы познакомитесь со всеми базовыми вампирскими способностями, которые будут использоваться на протяжении всего прохождения Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2. После завершения обучения вы окажетесь в убежище Фаир и Фабиана, квартире Дейла, и именно там игра предложит вам выбрать клан, к которому вы будете принадлежать до самого конца прохождения.
Стоит отметить, что в отличие от оригинальной игры, выбор одного клана теперь не ограничивает вас полностью в доступе к способностям других кланов. Однако он определяет, какие способности будут для вас родными и усиливаются естественным образом только за очки способностей, получаемые прокачкой внутриигрового опыта, а на изучение каких придётся потратить куда больше сил, зарабатывая очки резонанса сангвиника, меланхолика и холерика. Впрочем, подробнее об этом мы расскажем в отдельном гайде.
Теперь давайте рассмотрим доступные варианты. Спорным решением разработчиков стало отсутствие в Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2 трёх самых любимых игроками кланов из оригинальной игры — Малкавиан, Гангрел и Носферату. В первой, оригинальной игре именно эти кланы требовали наибольшего объёма уникального контента — особых вариантов диалогов, оригинального визуального оформления и нестандартных сюжетных веток.
Тем не менее, Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2 возвращает в серию четыре из семи играбельных кланов оригинальной игры — Вентру, Тореадор, Тремер и Бруха, а также впервые делает играбельными в серии два новых клана из вселенной — Ласмобра и Бану Хаким.
В целом, теперь доступно всего лишь на один клан меньше, чем было в Vampire: The Masquerade – Bloodlines. И хотя ни один из 6 перечисленных кланов не предлагает столь радикально отличающегося игрового опыта, как Носферату из оригинала, не имеет полностью уникального сценария, как Малкавиан, и не позволяет изменять свою природу, как Гангрел, было бы несправедливо утверждать, что между ними нет значимых различий. То, что Кочевник всегда остаётся вменяемым и внешне человечным независимо от выбранного клана, не означает, что этот выбор не повлияет на ваш игровой опыт.
Ниже представлены все шесть играбельных кланов Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2, расположенные в примерном порядке, который мы рекомендуем для первого прохождения — от наиболее простого к наиболее сложному. Это не значит, что кланы в конце списка хуже: напротив, их освоение может оказаться самым захватывающим и в каком-то смысле вознаграждающим игроков опытом. Однако, поскольку предпочтения у каждого геймера по-своему индивидуальны, мы расположили их в порядке от «самого лёгкого для новичков» до «самого требовательного к опыту и навыкам».
Но под конец о главном отличии выбора клана (помимо того, что одни навыки открывать легче других): у каждого клана есть своя пассивная способность, которая активируется после питания. Так вот выбор клана закрепляет за вами эту способность, и по понятным причинам получить доступ к пассивкам от питания остальных кланов вы не сможете.
Если коротко, то:
- Если вы предпочитаете прямое действие и хотите решать проблемы грубой силой — ваш выбор Бруха. Этот клан предлагает целый набор мощных атак и пассивную способность, усиливающую урон в ближнем бою после питания.
- Для тех, кто предпочитает магию, подойдёт Тремер, владеющий кровавыми заклинаниями, позволяющими взрывать врагов, буквально доводить их кровь до кипения или создавать телекинетические кинжалы.
- Ласомбра же использует тени для изоляции и перемещения противников, но играть за них в первом прохождении очень сложно.
- Если вам ближе скрытность, идеальным выбором станет Бану Хаким — чистый стелс-класс, чьи способности направлены на то, чтобы оставаться незаметным и неслышным. По понятным причинам, в первом прохождении их лучше не выбирать.
- Вентру, в свою очередь, — это нечто среднее между хитрым манипулятором и полустелс-персонажем. Они способны подчинять разум, убивать на расстоянии и управлять врагами. Хотя тела жертв могут вызвать тревогу, вы сможете очищать комнаты, оставаясь в тени. Этот клан особенно популярен среди игроков, предпочитающих контроль и стратегию.
- Самым слабым вариантом считается Тореадор — их ключевая особенность заключается лишь в улучшенном передвижении.
Помните, что по мере продвижения по сюжету вы сможете разблокировать любые способности, пусть и за дополнительную цену. Поэтому не стоит переживать при выборе: выбирайте тот клан, что ближе вам по духу — остальные умения со временем можно освоить и заменить.
Клановые способности — что это?
Ниже в описании каждого клана указаны присущие им клановые способности. Все умения в игре, кроме пассивных (пассивка за питание и усиление, верхняя ступень каждого клана) относятся к одному из 7 типов:
- Проворство — значок «молнии». Любые способности, повышающие скорость передвижения.
- Харизма — значок «звезды». Ментальное воздействие, связанное с внушением, обманом и убеждением.
- Могущество — значок «кулака». Способности, основанные на силе и нанесении огромного урона.
- Доминирование — значок «цепи». Контроль разума, заставить врагов действовать по вашей воле.
- Магия крови — значок «пентаграммы». Различные магические умения, основанные на силе крови.
- Запутывание — значок «ромба». Способности, делающие вас или противника невидимыми, приглушающие шаги и звуки.
- Забвение — значок «портала». Магия теней, позволяющая атаковать, захватывать или перемещаться сквозь тьму.
То есть если мы пишем, что клану Вентру присущи способности «Доминирование» и «Харизма», значит, любые способности этой категории можно будет разблокировать по пониженной стоимости (у других кланов).
Клан Вентру
- Клановые способности: Доминирование, Харизма.
- Сложность освоения/прохождения: Лёгкая.
- Официальный синопсис: Вентру способны подавлять чужую волю, превращая других в послушных марионеток. Они умеют приковывать врагов к месту, обращать их друг против друга и даже стирать им память. Их стойкость позволяет им выдерживать опасные удары и не бояться неизбежной мести.
Как бы им ни хотелось это отрицать, надменные Вентру — пожалуй, самый простой клан для освоения. Именно поэтому разработчики присвоили им единственную отметку «Легко» в Bloodlines 2. И причина очевидна: Вентру универсальны. Они сочетают умеренную физическую силу с ярко выраженными социальными навыками и способностями к контролю толпы. Проще говоря, Вентру — это «мастер на все руки», дающий игроку возможность пользоваться почти всем спектром вампирских умений, но без узкой специализации, присущей другим кланам.
Таким образом, Вентру — отличный выбор для первого прохождения Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2, особенно если вы новичок в серии или даже мире «Маскарада». Даже опытным геймерам стоит взглянуть на Bloodlines 2 глазами представителя этого клана, ведь механики скрытности и боя в сиквеле имеют свои особенности, отличающиеся от предыдущих игр франшизы.
Все умения:
- Пассивка: «Мраморная плоть» — после питания вы получаете меньше повреждений.
- Удар: «Абсолютная власть» — вы силой разума приказываете смертному убить себя. Вампиров это заставляет споткнуться и выронить оружие. Способность типа «Доминирование».
- Перемещение: «Контроль» — вы подчиняете противника и некоторое время видите его глазами и контролируете движения. Пока он под контролем, ему можно приказать атаковать другого врага. Способность типа «Доминирование».
- Влияние: «Затмение памяти» — вы заставляете цель забыть о встрече с вами и погружаете её в расслабленное состояние. Способность типа «Доминирование».
- Мастерство: «Массовая манипуляция» — вы подчиняете всех в поле зрения, не позволяя им атаковать. Способности Вентру и влияния будут действовать на всех подчинённых врагов, пока активна «Массовая манипуляция». Способность типа «Доминирование».
- Усиление: «Выдержка» — питание восстанавливает больше здоровья.
Клан Бруха
- Клановые способности: Проворство, Харизма, Могущество.
- Сложность освоения/прохождения: Нормальная.
- Официальный синопсис: могущество клана Бруха в силе и скорости. Их навыки позволяют переломить ход битвы, действуя быстро, нанося разрушительные удары и побуждая врагов совершить роковую ошибку. Бруха — непреодолимая сила в бою, и их непревзойдённое мастерство помогает им брать верх.
Задиристые воины с философским складом ума, Бруха выступают в роли «танков» — скрытности предпочитают прямые столкновения, решают проблемы лоб в лоб. К счастью, их высокая физическая устойчивость делает такой подход весьма эффективным, особенно в первом прохождении Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2, когда вы только привыкаете к упору сиквела на сражения в ближнем бою.
Кочевник может использовать оружие, включая огнестрельное, лишь посредством телекинеза, то есть ограничен тем, что может подобрать на поле боя. Сохранить оружие в инвентаре для последующего использования нельзя. Если такая механика кажется вам сложной, стоит задуматься о выборе Бруха — их мастерство в рукопашных боях избавит от необходимости беспокоиться о вооружении. Нарушение скрытности тоже не критично: уже на ранних этапах Бруха получают отличные способности контроля толпы.
Все умения:
- Пассивка от питания: «Жестокость» — после питания вас переполняет вампирская сила, что на время увеличивает мощь всех ваших атак в ближнем бою.
- Удар: «Молниеносный удар» — вы выбираете несколько целей и обрушиваете на них неостановимый шквал ударов, последний из которых наносит увеличенный урон. Способность типа «Проворство».
- Перемещение: «Натиск» — вы бросаетесь вперёд со сверхъестественной скоростью и яростью, хватаете первого врага, с которым столкнётесь, и используете его как таран. Способность типа «Проворство».
- Влияние: «Провокация» — вы используете свою сверхъестественную ауру, чтобы заставить противника или добычу-человека атаковать вас. Разъярённая цель получает больше урона. Способность типа «Харизма».
- Мастерство: «Землетрясение» — вы бьёте о землю с взрывной силой, подбрасывая окружающих врагов в воздух. Враги рядом получают значительный урон. Способность типа «Могущество».
- Усиление: «Вспышка ярости» — убивая врагов без питания, вы всё равно будете активировать пассивную способность клана.
Клан Тремер
- Клановые способности: Доминирование, Магия крови.
- Сложность освоения/прохождения: Нормальная.
- Официальный синопсис: члены клана Тремер наделены колдовской силой и способны подчинять своей воле саму кровь, превращая её в оружие. В их власти и собственная кровь, и кровь врагов, что обрекает их противников на неописуемые страдания и неизбежный крах.
В другом фэнтезийном мире Тремеры были бы магами. Этот клан делает акцент на скрытности и владеет устрашающими заклинаниями кровавой магии, способными наносить колоссальный урон и с одного удара уничтожать слабых врагов. Однако есть и обратная сторона — относительно низкая физическая защита. Пусть даже ни один древний вампир не заслуживает прозвища «хрупкий маг», среди всех кланов Тремеры ближе всего к этому описанию.
На ранних этапах игры способности Тремеров предоставляют немного средств для контроля толпы, что станет главным испытанием для игрока. Более того, если не успеть выйти из зоны действия собственных заклинаний, легко попасть под их же действие. Но стоит лишь освоить грамотное применение магии — и Тремеры превращаются в настоящий пир крови. Этот клан, пожалуй, не самый дружественный к новичкам, но станет великолепным выбором для тех, кто предпочитает скрытность, заклинания и дальний бой.
Все умения:
- Пассивка: «Едкое прикосновение» — после питания тело жертвы растворяется.
- Удар: «Проклятье крови» — вы накладываете на противника проклятье. При следующем получении урона его тело распухнет и взорвётся. Чтобы проклясть сильного противника, нужно гораздо больше времени. Способность типа «Магия крови».
- Перемещение: «Реверсия» — вы запоминаете место, где находитесь. Использовав способность ещё раз, можно вернуться в ту же точку. Способность типа «Магия крови».
- Влияние: «Котёл с кровью» — вы заставляете чужую кровь закипеть. Ужасающие крики жертвы привлекут окружающих. Способность типа «Магия крови».
- Мастерство: «Кровавый залп» — вы призываете кинжалы из крови, которые можно метать с помощью телекинеза. Способность типа «Магия крови».
- Усиление: «Могущество крови» — питание восстанавливает дополнительный пункт крови у случайной способности.
Клан Тореадор
- Клановые способности: Проворство, Харизма.
- Сложность освоения/прохождения: Нормальная.
- Официальный синопсис: гипнотическая сила тореадоров позволяет им сделать первый шаг — так, что враг не успеет даже отреагировать. Они умеют очаровывать своих жертв и врагов, лишая их способности разглядеть смертельную опасность у себя под носом.
Клан Тореадор воплощает классический образ утончённого и соблазнительного вампира. Если вы зайдёте в ночной клуб или художественную галерею во время исследования Сиэтла, есть большая вероятность, что владельцем окажется представитель именно Тореадора. Они предпочитают решать конфликты словами, а не силой, и главная их мощь кроется в обаянии и умении убеждать. В отличие от большинства кланов, Тореадоры действуют не через запугивание, а через соблазнение. Если провести параллель с классическими фэнтези-сеттингами, их можно сравнить с бардами.
Однако за привлекательность приходится платить. Хотя Тореадоры вовсе не слабы физически, они уступают другим кланам в боевой мощи. Поскольку Кочевнику время от времени всё же придётся прибегать к грубой силе, представители клана Тореадор должны использовать свои преимущества — ловкость, блок и быстрое перемещение, чтобы избегать ударов. Таким образом, Тореадор станет хорошим выбором для игроков, предпочитающих оборонительный стиль с упором на контроль толпы. Новичкам это может быть немного сложнее, чем геймплей за представителя других кланов, но всё же вполне посильно.
Все умения:
- Пассивка: «Кошачья грация» — после питания скорость движения временно увеличивается.
- Удар: «Чарующий поцелуй» — вы целуете человека, на время погружая его в транс. При этом он будет защищать вас от окружающих врагов. Чем слабее воля цели, тем дольше будет длиться транс. Способность типа «Харизма».
- Перемещение: «Мгновение ока» — вы выполняете рывок и мгновенно оказываетесь в выбранном месте. Способность типа «Проворство».
- Влияние: «Манящий жест» — вы погружаете человека в транс и заставляете покорно идти туда, где он в последний раз вас видел. Способность типа «Харизма».
- Мастерство: «Размытое движение» — вы временно улучшаете свои рефлексы, что позволяет вам уклоняться от урона. Способность типа «Проворство».
- Усиление: «Быстрота» — способности, связанные с перемещением, будут постепенно перезаряжаться.
Клан Бану Хаким
- Клановые способности: Проворство, Магия крови, Запутывание.
- Сложность освоения/прохождения: Высокая.
- Официальный синопсис: Бану Хаким — клан безмолвных судей и палачей. Быстрые и смертоносные, они способны заставить своих врагов замолчать с помощью как грубой силы, так и колдовства. Член Бану Хаким может в мгновение ока уничтожить цель с леденящей кровь точностью, а потом исчезнуть без следа.
Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2 — первая официальная игра во вселенной «Маскарада», где клан Бану Хаким доступен для игры, что ставит всех игроков в относительно равные условия при выборе этого клана. Опытные поклонники настольной версии, конечно, знакомы с ним давно и имеют определённое преимущество, но в условиях динамичного экшена и постоянных сражений все начинают с нуля. Ветераны старших редакций Vampire: The Masquerade могут помнить Бану Хаким под их прежним названием — Ассамиты, но лучше это имя не упоминать: оно напоминает об их колонизированном прошлом, и подобные темы представители клана предпочитают обходить стороной.
Бану Хаким используют скрытность и магию крови совершенно иначе, чем Тремеры. Если Тремеры предпочитают атаковать с дистанции, то Бану Хаким применяют свои способности для стремительного сближения и нанесения быстрых, смертельных ударов ещё до того, как противник успеет ответить. Такой стиль требует от игрока высокой точности, чувства ритма и уверенного управления, поэтому для первого прохождения этот клан не рекомендуется. Лучше оставить его для второго захода, особенно если вы планируете играть на повышенной сложности.
Все умения:
- Пассивка: «Гробовая тишина» — после питания все ваши действия на определенное время становятся бесшумными.
- Удар: «Разящая рука» — вы выполняете быструю рубящую атаку, мгновенно обезглавливая слабых противников перед собой. Способность типа «Магия крови».
- Перемещение: «Доля секунды» — вы движетесь так быстро, что время вокруг вас словно останавливается. Способность типа «Проворство».
- Влияние: «Немота» — вы заглушаете звуки от цели — так, что остальные не услышат ни ее крики, ни шум оружия. Способность типа «Запутывание».
- Мастерство: «Аура невидимости» — вы на время становитесь невидимы. Примечание: враги и нейтралы всё равно будут вас слышать. Способность типа «Запутывание».
- Усиление: «Невидимый проход» — вы можете выполнить спринт, пригнувшись низко к земле.
Клан Ласомбра
- Клановые способности: Доминирование, Могущество, Забвение.
- Сложность освоения/прохождения: Высокая
- Официальный синопсис: сила клана Ласомбра вселяет страх в сердца и врагов, и союзников. Эти повелители мрака подчиняют своей воле каждую тень и так могут изолировать, заманить в ловушку и повергнуть в ужас любую цель.
Ласомбра — самый сложный клан для освоения в Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2. Разработчики настоятельно рекомендуют оставить его для повторного прохождения, если только вы не мазохист по натуре или не собираетесь играть на минимальном уровне сложности. Подобно Бану Хаким, Ласомбра требует от игрока молниеносной реакции и идеального тайминга. Их уникальная сила — «Забвение» — позволяет управлять тенями, что открывает почти безграничные возможности для скрытного передвижения и внезапных атак. В сочетании с физической мощью, сравнимой с Бруха, это делает Ласомбра крайне опасными противниками. Освоить их трудно, но награда стоит потраченных усилий.
С точки зрения лора, Ласомбра — один из самых интригующих кланов Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2. Игроки, знакомые с оригиналом 2004 года, помнят, что представители этого клана появлялись преимущественно в роли антагонистов, поскольку тогда они принадлежали к Шабашу. Однако за прошедшие двадцать лет канон Vampire: The Masquerade изменился: теперь Ласомбра официально числятся в Камарилье, что открыло перед ними множество интересных сюжетных ветвей. Посмотреть, как вампирская элита Сиэтла отреагирует на Кочевника из клана Ласомбра — одна из самых захватывающих возможностей для ветеранов серии, и ради этого стоит изучить их способности. Но, как писалось выше, делать это лучше во втором прохождении.
Все умения:
- Пассивка: «Теневой плащ» — после питания вас окутывает тень, уменьшая заметность.
- Удар: «Руки Аримана» — вы пускаете тонкую тень по земле. Поражённый противник не сможет сдвинуться с места, пока не получит урон. Способность типа «Забвение».
- Перемещение: «Прогулка по теням» — вы входите в свою тень и быстро выскакиваете из тени своей цели. Способность типа «Забвение».
- Влияние: «Взгляд из бездны» — вы пугаете человека, заставляя его оставить свой пост и бежать от союзников. Способность типа «Доминирование».
- Мастерство: «Вход в небытие» — вы отбрасываете перед собой широкую тень, а затем на время переходите в измерение, где существуете только вы и те, кого коснулась тень. Способность типа «Забвение».
- Усиление: «Стигийская завеса» — не позволяет смертным атаковать вас, пока вы питаетесь.