
Вчера состоялся закрытый показ нового проекта Cyberia Nova — «Земской собор», релиз которого состоится уже 4 ноября 2025 года на VK Play. Мне удалось посетить это мероприятие и собственноручно поиграть в получасовую версию. Полноценное демо для всех появится уже позже и будет длиннее по хронометражу. Что я увидел, расскажу прямо сейчас.
Земский собор
Смутное время окончено. На престол вступил Михаил Фёдорович, первый из Романовых. О событиях этого времени у костра рассказывает казак Кирша, один из главных действующих лиц «Смуты» — он же и главный герой «Земского собора». За получасовую сессию о сюжете сообщили не так уж много и больше времени уделили разнообразным геймплейным механикам, однако уже известно, что игроки смогут погрузиться во внутренние интриги и пережить короткое приключение на 5–9 часов (зависит от количества дополнительных активностей, в которых решит поучаствовать игрок), полное экшена и разнообразных занятий.
На пути Кирша встретит и старых героев — по крайней мере, мы столкнулись с Алёной, прислугой Настеньки (возлюбленная Юрия Милославского) и немножко с ней побеседовали. Кирша, к слову, очень импульсивный персонаж, который готов и в драку ворваться, и тихонько к врагу прокрасться — его характер ощущается в динамичных драках и заметно проявляется в сюжетных кат-сценах.
Руби саблей — карай негодяев

За получасовое приключение я успел посидеть у костра, послушал песню, побегал по зимнему лесу, побродил по окрестностям Москвы, занимался армрестлингом, прошёл стелс-сигмент и влез в несколько драк, чтобы вдоволь порубиться на саблях. Всё это уместилось примерно в тридцать минут — похвально, заскучать не успел.
В бою Кирша использует свою саблю — доступны лёгкий и сильный удары, мощная атака с наскоком. Он умеет пинать врагов, уклоняться от выпадов, а также парировать и блокировать атаки. Можно задействовать комбинации приёмов и активировать быстрый и прицельный выстрелы из пистоля или бросок ножа. Добивания выглядят очень эффектно, особенно это станет заметно после того, как разработчики добавят кровь и сделают «рубилово» по-настоящему кровавым и жестоким.

Враги в представленном билде не блистали умом и пытались попросту окружить героя и забить различными атаками, однако драться с ними было веселее — разработчики явно услышали комментарии сообщества и сделали Киршу мобильным. Все атаки происходят быстрее, из-за чего стычки с противниками стали динамичнее. Не знаю, насколько хватит этих боевых механик, чтобы не заскучать на протяжении всего процесса, но если игра будет постоянно подкидывать забавные события, то она сможет увлечь меня и других игроков. К тому же, ИИ противников должен улучшиться к релизу, а значит стычки станут напряжённее.
Стелс всё ещё требует чуточки доработки — возможно, стоит незначительно ускорить передвижение персонажа даже при беге гуськом. Также не помешала бы полировка зон обнаружения и поведения врагов — в показанном фрагменте они пока что были болванчиками, однако, по словам разработчиков, персонажи получат уникальные анимации и будут заниматься своими делами, например, кто-то в ножички играть, а кто-то лопатой орудовать.

Кое-где не очень удобная позиция камеры относительно врагов и препятствий. Очень надеюсь на то, что к релизу эти недочёты будут поправлены, однако уже сейчас стелс в «Земском соборе» ощущается лучше, чем в «Смуте», и работает в пределах нормы для современных экшен-игр.
Не совсем удачными получились и обучающие фрагменты — возможно, я чуточку придираюсь, но они оказались недостаточно информативными и понятными. Новичкам некоторые действия могут быть не настолько очевидны.
В качестве нововведений отметим отсутствие прокачки и длинных диалогов для концентрации внимания на экшене и приключении. Также добавили QTE и мини-игры, полноценную мини-карту для упрощённой навигации, внедрили засады, исход которых влияют на прохождение игры, и сократили утомительные пробежки за счёт перемещения героя на улицы Москвы через центральный хаб.
Проработанная Москва

К сожалению, я не смог побродить по локациям в свободном режиме вне сюжетных заданий, но даже так было заметно, что к их дизайну и наполнению подошли тщательнее. Они выглядят качественно и реалистично. Появились более естественные лицевые анимации, а модели персонажей и вовсе выглядят значительно лучше, чем в Mafia: The Old Country. С озвучкой тоже всё в порядке — актёры добротно поработали над своими героями. За внешний облик можно не переживать — красотами насладиться, скорее всего, получится.
По части оптимизации тестировать будем уже финальную версию. Пока что с Intel Core i7 14700 и на RTX 4070 Ti «Земской собор» выдавал почти стабильные 120 FPS на высоких настройках — хороший показатель и полное отсутствие падения частоты кадров за всю сессию. А вот текстуры местами подгружались, но, возможно, и это смогут оперативно поправить к выходу.

С багами пока что не всё гладко: в каком-то фрагменте кинжал не удавалось бросить, в драке до использования пинка не получалось махать саблей, а при выходе в город и вовсе персонаж полетел по земле вместо обычной ходьбы. При повторном прохождении участков таких ошибок не возникло. В любом случае разработчики уже знают о проблемах и обещали исправить такие нюансы, к тому же мне был представлен весьма ранний билд и технические проблемы для подобного можно считать нормой.
Отдельно отмечу важный факт — все обладатели «Смуты», которые приобрели игру до выхода «Земского собора», получат новый проект совершенно бесплатно, а владельцы предзаказов «Смуты» — уникальный предмет в качестве благодарности от разработчиков.
Если сравнивать «Земский собор» с оригиналом, то он выглядит и играется заметно лучше. Всё те же проработанные декорации стали атмосферными и почти живыми за счёт лучшей озвучки, плавных анимаций персонажей, динамичных драк. Конечно, разработчикам ещё есть над чем работать, но желание попробовать небольшое приключение Кирши в релизной версии появилось. Обязательно посмотрим готовый вариант в ноябре и узнаем: удастся ли игре удержать интерес геймеров у экранов.