Когда Contagion только вышла — это был совершенно сырой продукт с недоработанным меню и интерфейсом, не было скинов персонажей, а поиграть давалась только карта reanoke pd (Полицейский департамент Реаонока). Однако справедливости ради стоит отметить, что сразу на старте был доступен практически весь геймплей, отсутствовали вылеты или фризы, а механики работали как должны (за исключением некоторых небольших моментов).

Чем зацепила игра с самого начала и в чем её отличие от той же L4D, почему стоит оценить данный проект даже сегодня, спустя больше 10 лет после выхода?
ГЕЙМПЛЕЙ и «рандомная» генерация уровней
Начну с той самой reanoke pd и с оговорки — автор не играл любые другие режимы, кроме Escape — побег, где выполняя несколько задач персонаж движется к заветной эвакуации из кишащей зомбями локации. Игроки играют за выживших, но если умрут — могут стать зомби (при включенной настройке).
На старте появляешься с телефоном — он же фонарик, он же показывает текущие цели миссии, их присылают в виде смс; И с пистолетом — у пистолета также есть фонарик. Слотов в инвентаре всего 4 (телефон место не занимает), поэтому «пропылесосить» всю локацию не получится. Лучше всего играть вместе с друзьями — тогда кто-то снарядится оружием ближнего боя и заберет аптечку, другой схватит дробовик и возьмет ключи, а кто-то — скорострельный ПП или автомат и карту-пропуск. Патронами, как и оружием, можно делиться друг с другом, а нести можно патроны любого типа, но ограниченное количество (например для автомата можно нести 5 рожков и один рожок в автомате — всего 180 патронов).
Сам полицейский департамент содержит главный вход (здесь и появляемся), коридоры, несколько корпусов тюрьмы, комнаты охраны, зоны отдыха, и прочие туалеты. Повсюду по карте разбросаны разнообразное оружие ближнего и дальнего боя, патроны к нему, если повезет — аптечки. Также бывает 2 вида взрывчатки — граната и бомба-телефон на радио-управлении. Лично я не нашел ничего хорошего в этом оружии: у гранаты очень большой радиус поражения осколками, нетипично большой для игр, поэтому первые несколько раз обязательно случится самоподрыв на гранате, а потом пользоваться ей больше не захочется. Бомба-телефон в этом плане удобнее, можно заложить и взорвать из укрытия, наблюдая, как разлетаются зомбаки. Но стоит ли отдавать под эпичный выпил 5 зомби целый слот в инвентаре?
Генерация ништяков и зомби на карте происходит «рандомно» с каждым новым прохождением. В прошлый раз здесь лежал АК? А теперь клюшка для гольфа. Здесь видели патроны? Теперь тут пусто. А вот тут, где в прошлый раз ничего не было, вдруг появились ключи. В прошлый раз в этой комнате никого не было, а сейчас встречает толпа. И т.д.
Вместе с этим «рандомятся» и цели миссии, которых на каждой карте обычно бывает 1-3 варианта, поэтому могут быть закрыты некоторые двери и появляются новые проходы, а что конкретно делать — скажут по СМС в телефоне.
Что касается зомби — они здесь и умные и тупые в одном флаконе. Да, какой-то может стоять и смотреть в потолок, разинув пасть, не обращая внимание на шумящего рядом игрока. Другой же напротив подкрадется сзади и заставив наложить кирпичей покусает, прежде чем будет мертв второй раз. Зомби могут сбиваться в толпы и сбегаться на шум, могут прийти из другой комнаты по коридору, поэтому всегда стоит оборачиваться, проверять углы и зачищать нычки — к тому же там можно найти патроны! Также зомби могут ломать баррикады и двери на своем пути. Убиваются зомби как обычно — метким выстрелом в голову. Если стрелять по ногам — зомби может выжить, упадет и будет ползти к вам, либо выжидать в горе трупов и наброситься кусать забежавшего в засаду игрока. Есть и другие виды зомби, например со старта игры был доступен военный/полицеский в шлеме и бронежилете, и для его убийства нередко приходилось разрядить не одну обойму. Чуть позже добавили еще одну разновидность зомби в шлеме, плачущую зомби (как в l2d) и зомби с рюкзаком, убив которого можно залутать несколько пачек патронов. Несмотря на кажущуюся простоту (простой зомби убивается с одного попадания в голову) умереть в игре еще проще. Зомби любят атаковать толпой, и если нарваться на толпу без патронов или начать перезаряжаться — можно завершить уровень досрочно, поэтому следует искать пути отхода, строить баррикады (на некоторых картах доступны доски и гвозде-питолет) и прикрывать друг друга. Также зомби любят поджидать и нападать исподтишка.
Когда цели миссии успешно выполнены, выжившие игроки сбегают — на машине или вертолете, игра показывает сводку — кто больше всех настрелял, а кто отсиживался, и запускает уровень заново или следующую карту.
Как видно — геймплей здесь самый обычный, но в отличие от многих других игр цепляет менеджментом инвентаря — некий аспект выживача. Часто нужно жертвовать оружием, которое обязательно пригодится дальше, чтобы взять с собой квестовые ключи или аптечку. Рандомизация уровня в плане предметов, зомби и миссии дает новый опыт с каждым новым прохождением, и если повезло в этот раз, не значит, что повезет в следующий — может не оказаться нужных патронов или оружия, и придется пробиваться через зомби махая кулаками.
Еще одна немаловажная часть геймплея — возможность игры вдвоем с геймпадами на одном ПК с разделением экрана. Если есть большой ТВ, два геймпада и друг — запасайтесь вкусняшками и весело проведете время, проходя очередную карту в Contagion.
АТМОСФЕРА
Contagion при всей своей простоте и (до сих пор) некоторой сырости в графике и звуковом сопровождении выделяется на фоне остальных аркадных зомби-игр именно атмосферой: пустые темные коридоры, разгоняемая фонариком тьма, нечленораздельное мямленье за какой-то из дверей, мало патронов и оружия, много зомби… Тут нельзя «рашить» как в l2d или CoD, рубя на мясо тушку зомби из многочисленного оружия с практически безлимитным боезапасом. Каждый патрон на счету, любой промах может стоить жизни, а аптечки может не быть вовсе. Стычки в ближнем бою опасны, но иногда необходимы — для экономии патронов или из-за их отсутствия. С опаской открываешь каждую дверь, проверяешь комнату, обыскиваешь. С радостью находишь драгоценный автомат или дробовик — несколько дополнительных шансов на победу.
Сами локации созданы правдоподобно — чувствуется атмосфера заражения, повсюду следы спешной эвакуации, трупы, машины скорой помощи, военных, пожарных, полевые госпиталя и прочее. Локаций этих — то есть карт — на данный момент около 8 штук и несколько в сюжетном режиме. Этого сполна хватит провести с десяток вечеров с друзьями.
Именно атмосфера опасности и безысходности, ужаса и страха, темноты и обреченности, жуткая и пугающая — именно она делает эту игру особенной и выделяет среди других. Да, игра не хватает звезд и не метит в сторону трипл-эй, однако безусловно стоит того, чтобы в неё поиграть.
К сожалению… О МИНУСАХ
Contagion со старта и до сих пор получает обновления несколько раз в год (сейчас реже), разработчики исправляют баги и (да-да) завозят новые, причем зачастую гораздо критичнее тех, что были исправлены. Также добавляются новые карты и оружие…т.е. добавлялись. В мастерской можно найти несколько дополнительных сюжетных карт и скины на оружие, но игра может перестать запускаться, начать вылетать, или на картах не будут отображаться некоторые текстуры, но попробовать всё таки стоит.
С некоторым обновлением разработчики убили режим split screen. Со следующим — работу геймпадов. Затем — игра начала фризить и вылетать. Потом игра перестала подключаться к серверам и друг к другу. Совпало, что как раз вышла Contagion VR, что как бы намекает. Но, что имеем.
Со временем эти баги были исправлены, тем не менее игра по сей день выглядит сырым продуктом.
Самое же ужасное, что руки горе-разработчиков дошли до основного, что цепляло в этой игре — до атмосферы. Если раньше игра от начала и до конца держала в напряжении именно тем, что оружия мало, а зомби много, то сейчас игра пичкает патронами всех калибров, насыпает с горочкой аптечек, раздает всевозможные пушки, а вот врагов спавнит всего с десяток. И остается лишь бегать по пустой локации, под завязку забитым патронами, обколотым аптечками вдоль и поперек, и выполнять миссию не встретив и 10 зомби на своем пути — атмосферы безысходности и страха больше нет.
В общем, разрабы растеряли потенциал «убийцы L2D» и имея отличную задумку и концепт, имея приличную реализацию, умудрились напрочь запороть всю игру. Вместо доработки игры до идеала они дообновлялись до того, что хорошая игра превратилась в пародию на саму себя.
P.S. Не играл в PVP карты, поэтому не знаю, были ли игроки на серверах Contagion и есть ли они сейчас.
P.S.S. возможно стоит попробовать средний уровень сложности, чтобы баланс сил в игре был «как раньше» (раньше на легком не всегда получалось пройти до конца).