
Так повелось, что в последние годы слово «ремейк» стало практически ругательством. Мол, куда не плюнь — везде переделка классики. Доколе мы будем терпеть этот затянувшийся творческий кризис игропрома? А ремастеры — это и вовсе какой-то цыганский трюк, в котором нам заново продают старую игру по «новой» цене.
Безусловно, причин для ворчания у людей накопилось немало и их можно понять. Однако во всех правилах есть исключения. В нашем сегодняшнем материале мы решили вспомнить по-настоящему качественные ремейки и ремастеры игр последних лет. Устраивайтесь поудобней и погнали!
Resident Evil 2 и 4

Оригинальный Resident Evil 2 в 1998 году был прорывом, но сегодня легендарный тайтл воспринимается скорее как памятник эпохи. В 2019-м Capcom выпустила ремейк, превратив его в эталон сурвайвал-хоррора нового поколения. На движке RE Engine игра получила мрачный визуал, выразительное освещение и кинематографичную постановку. От фиксированных камер отказались, переключив подачу на вид от третьего лица, а напряжение и дефицит ресурсов остались прежними. Сюжет остался прежним, но воспринимается совершенно иначе благодаря крутой режиссуре и обновленным героям. Теперь Клэр и Леон стали гораздо живее, а их мотивации стали логичней и обоснованней.
Безусловно, атмосфера страха никуда не делась. Пускай теперь игрок видит происходящее глазами героев, а не через фиксированную камеру, паранойя душит до самых финальных титров. Страх того, что из-за угла может выскочить наш гигантский друг в шляпе и плаще… это гарантированные эмоции в чистом виде.
Resident Evil 3, вышедший годом позже, оказался менее масштабным. Короткая кампания и акцент на экшен сделали его похожим скорее на дополнение к RE2.
Зато ремейк Resident Evil 4 (2023) подтвердил мастерство Capcom. Сюжет сохранился, но атмосфера стала напряженнее, а геймплей — гибче. Нож теперь используется для парирования, появился быстрый доступ к оружию и расширенный крафт. Разработчики отказались от чрезмерных QTE, сделав стычки более органичными. В итоге культовый шедевр зазвучал по-новому, не потеряв своего наследия.
Silent Hill 2

Хитрецы из Konami доверили ремейк легендарного Silent Hill 2 польской студии Bloober Team. Фанаты напряглись, так как у этой команды не было выдающихся работ, а репутация оставляет желать лучшего. Давление, стресс, ответственность и негатив, бетонной плитой упали на плечи «Блуберов». Но они справились! И справедливости ради стоит отметить, что Konami не оставила разработчиков без подкрепления. К работе над ремейком подключились две легенды: Акира Ямаока, написавший музыку, и Масахиро Ито — автор дизайна монстров оригинала.
В отличие от своего главного конкурента Resident Evil, Silent Hill всегда проигрывал в геймплейном плане. Сила «Тихого Холма» всегда заключалась в другом — в сюжете и атмосфере. И в ремейке все это осталось на месте.
Сюжет остался неизменным. Игрок вновь оказывается в шкуре Джеймса Сандерленда, который получает письмо от умершей жены Мэри и отправляется в туманный город Сайлент-Хилл, надеясь на встречу с ней. Путешествие вглубь города превращается в метафору личных кошмаров и чувства вины, а монстры и локации становятся прямым отражением внутренних демонов героя. Атмосфера в ремейке сделана еще плотнее! Туман стал гуще, свет и звук — тревожнее, а локации приобрели больше деталей и глубины. Город обновили и заметно расширили, а также появились новые кат-сцены.
Фиксированные камеры, по заветам Resident Evil, сменились видом «из-за плеча», а боевая система стала динамичнее. Теперь Джеймс может лихо дубасить монстров трубой и уклоняться от ударов. И такой перегиб в плане экшена немного смутил старых фанатов. По их мнению, именно частые бои размывают атмосферу хоррора, которая была в оригинале.
Другие подчеркнули изменения в актерской игре и диалогах. По их мнению, персонажи стали более «кинематографичными», и все любимые персонажи потеряли долю той странности и абсурда, что делали оригинал особенным.
Также критикуют более «чистый» и глянцевый визуальный стиль. И само собой, перепало обновленной внешности героев. Мол, Мария потеряла былую… «сексуальность», а Анджела стала похожа на Дэвида Духовны.
Тем не менее ремейк остается впечатляющим опытом. Он бережно сохранил эмоциональное ядро истории, передал атмосферу страха и безнадеги, а современная графика и звук позволили городу зажить по-новому. Для тех, кто никогда не играл в оригинал, это удобный вход в классику, а для ветеранов — повод вернуться и сравнить собственные воспоминания с новым прочтением. Silent Hill 2. И если верить слухам, Bloober Team займется ремейками первой и третьей части.
Demon’s Souls

Когда Bluepoint Games взялась за ремейк Demon’s Souls, фанаты сразу насторожились. Все-таки именно с этой игры 2009 года началась эпоха «soulslike» — целого жанра, определившего развитие экшен-RPG на годы вперед. Для многих поклонников это не просто игра, а своего рода «первый шаг» в мир безжалостных механик и философии «умирай-повторяй-преодолевай».
Релиз ремейка в ноябре 2020 года вместе с запуском PlayStation 5 стал своего рода демонстрацией возможностей новой консоли. Визуально проект действительно поражал! Переработанные до мельчайших деталей локации, новая система освещения, анимации и звук показали, насколько современным может выглядеть знакомый мир Болетарии. При этом Bluepoint придерживалась очень аккуратной философии — не менять структуру и геймплей, а дать максимально аутентичный опыт в новой обертке.
Нарратив ремейка не отличается от оригинала: игрок оказывается в разрушенном королевстве Болетария, охваченном туманом и демоническими тварями. Герою предстоит победить боссов и восстановить равновесие, возвращая в мир порядок. Однако именно атмосфера играет здесь ключевую роль. Брутальная готическая архитектура, гнетущее звуковое оформление и ощущение безысходности были перенесены почти один в один. Но в ремейке все это получило более крутое и кинематографичное выражение.
Основные геймплейные механики остались прежними. Игра все так же жестоко наказывает за ошибки. Однако несколько деталей были изменены: интерфейс стал современнее, добавились новые элементы вроде быстрого перемещения между архиками, а камера стала гораздо удобней.
Некоторые изменения вызвали дискуссии среди фанатов. Часть комьюнити сочла визуальный стиль слишком «прилизанным» по сравнению с более мрачной и грязной эстетикой оригинала. Также обсуждалась музыка. В ремейке играют эпичные оркестровые аранжировки, но не всем понравилось, что они утратили резкость и минимализм саундтрека 2009 года. Тем не менее эти решения были сознательным выбором авторов. Они стремились сделать ремейк не копией, а свежей интерпретацией.
На момент релиза Demon’s Souls стал одной из первых игр, по-настоящему раскрывающих возможности PlayStation 5. Буквально тот самый «некст-ген». Игра получила высокие оценки на Metacritic (92/100) и стала одной из ключевых причин приобрести новую консоль.
Final Fantasy VII Remake

Когда Square Enix объявила о работе над ремейком Final Fantasy VII, ожидания были заоблачными. Все-таки оригинал 1997 года стал не просто хитом, а игрой, определившей будущее JRPG на Западе. Для миллионов геймеров это была первая встреча с серией, и любая попытка переосмыслить ее считалась прогулкой на минном поле. В 2020 году свет увидела первая часть проекта, и она оказалась полноценным переосмыслением!
Сюжетная канва сохраняет ядро оригинала. Мы снова встречаемся с Клаудом Страйфом, бывшим солдатом корпорации «Син-Ра», который присоединяется к группе эко-террористов «ЛАВИНА», борющихся против разрушения планеты. Однако ремейк сосредоточен исключительно на событиях в Мидгаре — городе-мегаполисе, который в оригинале занимал лишь первые часы игры. За счет этого действие сильно расширено: побочные квесты, новые сюжетные линии и глубже раскрытые персонажи превращают знакомую историю в полноценный самостоятельный эпизод.
Одним из главных изменений стал переход от пошаговой системы к гибридной боевой механике. Бои теперь происходят в реальном времени, но при этом сохраняют элементы тактики. Игрок может замедлять время, распределять способности и использовать магию так, чтобы чувствовалось наследие оригинала. Такая система позволяет удержать баланс между динамичным экшеном и стратегическим подходом. Для поклонников JRPG это стало компромиссом, который сделал игру доступной для новой аудитории и при этом сохранил узнаваемый ритм.
Визуально ремейк впечатляет. Мидгар, когда-то нарисованный из кубиков и предрендеренных фонов, стал живым, дышащим миром. Пыльные промышленные кварталы, сияющие сектора, интерьеры корпорации «Син-Ра» и трущобы теперь выглядят так, словно вы попали в полноценный научно-фантастический мегаполис. При этом внимание к деталям помогает сохранить атмосферу: блеск неонов, шум поездов и толпы NPC делают Мидгар настоящим участником истории.
Но именно в сюжетных решениях Square Enix проявила смелость. Финал первой части ремейка уводит историю от канона и закладывает фундамент для новой интерпретации. В игру введены дополнительные персонажи и элементы, которые в оригинале отсутствовали. Для одних это стало разочарованием. Старые фанаты хотели увидеть «ту самую» игру с современными технологиями. Для других же это оказалось свежим дыханием. Ремейк перестал быть музейной копией и стал самостоятельным произведением, которое может удивлять даже тех, кто помнит каждый поворот оригинала.
Final Fantasy VII занимает первые места в разных рейтингах лучших игр в истории. Но будем честны, в наших краях «финалка» никогда не была особо популярна. Но благодаря ремейку мы наконец-то сможем понять в чем весь цимес японского шедевра.
Dead Space

Ремейк Dead Space, разработанный студией Motive и изданный Electronic Arts, сохранил основные элементы культового оригинала 2008 года, но при этом внес значительные улучшения в графику, геймплей и повествование.
История остается верной оригиналу. Игроки вновь берут на себя роль инженера Айзека Кларка, который оказывается на борту «Ишимуры», где экипаж был превращен в некроморфов. Герою предстоит выжить, исследовать корабль и раскрыть тайну произошедшего ужаса. А еще ремейке Айзек получил голос. Это значительно прибавило глубины его персонажу и в целом усиливает эмоциональное восприятие игры. Кстати, актером выступил Ганнер Райт, который озвучил Кларка во второй и третьей части.
Геймплей также сохранил ключевые элементы, такие как отсечение конечностей некроморфов и передвижение в условиях нулевой гравитации. Однако были внесены важные улучшения. Использование движка Frostbite позволило значительно улучшить визуальные эффекты, освещение и текстуры, а звуковое оформление стало более насыщенным. Атмосфера ужаса еще гуще!
Еще в игре появился режим «Новая игра +», который отличается не только повышенной сложностью, но и возможностью получить новую концовку.
Казалось бы, оригинал был так хорош, что ему и вовсе не нужен ремейк. Но напомним вам, игре 17 лет! Играя в ремейк, складывается впечатление, что тайтл всегда был таким. Но если вы сравните игры лично, то быстро поймете, что Motive удалось сделать Dead Space мечты!
Diablo 2: Resurrected

Blizzard всегда умела играть на ностальгии, но с Diablo 2: Resurrected разработчики пошли максимально аккуратным путем. Оригинал 2000 года до сих пор считается культовым образцом action-RPG, и трогать его основу было очень рискованно. Поэтому команда Vicarious Visions (теперь интегрированная в Blizzard Albany) решила сделать именно ремастер, а не ремейк.
Главное изменение — визуальное. Игру полностью перевели в современное 3D, но при этом сохранили дух темного фэнтези начала нулевых. Персонажи и монстры получили детализированные модели, а освещение стало реалистичнее. При этом игрок в любой момент может переключиться на «старую» графику и увидеть оригинальную картинку 2000 года. Особенно приятно, что сам дизайн локаций, монстров и персонажей трогать не стали.
Геймплей также остался нетронутым. Перед нами все та же гипнотизирующая охота за лутом, те же классы и билды, и адреналиновые битвы с боссами. Однако ремастер предложил несколько удобных улучшений. Например, появился общий сундук для персонажей, поддержка высокого разрешения экранов и интерфейс, адаптированный под геймпады. Важный момент! В ремейке можно продолжить старые сохранения! Таким образом, спустя двадцать лет, ваш старый некромант снова в игре!
Критики и фанаты оценили бережное отношение к классике. Одни упрекали Blizzard в том, что команда могла добавить больше смелых новшеств, другие, напротив, радовались тому, что культовую игру не тронули лишними «апгрейдами». В итоге Resurrected стал примером того, каким должен быть ремастер: улучшать техническую часть, но не менять саму суть.
StarCraft: Remastered

Задача выпустить обновленную версию легендарного StarCraft и аддона Brood War, казалась почти невыполнимой. Для миллионов игроков именно эта стратегия в реальном времени стала символом целой эпохи: киберспорт, сетевые баталии, бессонные ночи перед экраном. Любая попытка «осовременить» игру могла разрушить всю магию и атмосферу.
Но как мы знаем, Blizzard умеет быть очень осторожной, если захочет. Геймплей остался полностью нетронутым: те же три уникальные расы, те же карты, тот же баланс, который доводили до совершенства годами. Все внимание уделили технической стороне. Графика была переработана в HD, с поддержкой широкоформатных экранов и разрешения до 4K. Юниты и постройки стали детализированнее, появились новые анимации и улучшенные спецэффекты.
Blizzard добавила современные функции вроде облачного сохранения, расширенных настроек хоткеев и реплеев, улучшила сетевую инфраструктуру и внедрила списки рекордов, чтобы соревновательный дух чувствовался не хуже, чем двадцать лет назад.
При этом старые фанаты оценили, что в игре не появилось ничего лишнего. Ни одной спорной «фичи», ни попытки осовременить механику — только уважение к наследию. Именно поэтому StarCraft: Remastered принято считать примером отличного ремастера, когда в игру приятно вернуться спустя годы, а новички получают шанс прикоснуться к легенде в достойной обертке
Warcraft 3: Reforged

Совсем другой разговор — Warcraft 3: Reforged. Анонс на BlizzCon 2018 породил волну сдержанного восторга. Blizzard обещала не просто ремастер, а «переосмысление» классики. Игрокам показывали переработанные кат-сцены, улучшенную анимацию, обновленный интерфейс и целый набор сетевых функций, включая рейтинговые матчи, турниры и кланы. Однако когда релиз состоялся 28 января 2020 года, фанатов ждало разочарование.
Вместо обещанного зрелища игроки получили лишь частично обновленную графику, старые кат-сцены и массу вырезанных функций. Не было ни ладдера, ни кланов, ни даже полноценного LAN-режима. Часть показанных на презентации улучшений так и не добралась до финальной версии, а некоторые механики кастомных карт и вовсе пострадали. Ну и, конечно, на релизе было очень много багов.
В результате Reforged стал одним из самых низко оцененных проектов в истории Blizzard: пользовательский рейтинг на Metacritic застыл около 0,6 из 10, что превратило игру в символ несбывшихся ожиданий.
Blizzard пыталась исправить ситуацию патчами. Студия выпустила обновления, в том числе крупный апдейт «2.0», который пытался исправить часть критики: улучшения освещения, интерфейса, атмосферы, визуальных эффектов и так далее.
Но сами понимаете, первое впечатление всегда остается самым ярким. Справедливости ради, сейчас Reforged отлично выглядит и кайфово играется. И спустя время можно заметить, что с хейтом народ явно перестарался.
А вы как считаете? Reforged — мусор или несправедливо затюканный ремастер?
Halo: Combat Evolved Anniversary

Ремастер первой Halo вышел 15 ноября 2011 года, ровно через десять лет после оригинала, и стал для 343 Industries первым серьезным шагом в роли хранителей франшизы. Halo: Combat Evolved Anniversary предложила полностью обновленную графику в HD, переработанный звук, переозвученный саундтрек с участием оркестра и современную поддержку Xbox Live. При этом сюжет и геймплей остались неизменными, Мастер Чиф снова вступал в борьбу с Ковенантом на загадочном космическом кольце Хало.
Фишкой, которую особенно оценили фанаты, стала возможность переключаться между классическим и обновленным визуалом прямо во время игры. Это позволяло мгновенно сравнивать, как выглядели знакомые коридоры в 2001-м и как они преобразились спустя десять лет.
В Anniversary появился онлайн-кооператив, достижения, а также переработанные мультиплеерные карты, созданные на движке Halo: Reach. Позднее, в 2020 году, ремастер вышел и на ПК в составе The Master Chief Collection, где получил поддержку 4K, 60+ FPS, настройки FOV и работу с ультраширокими мониторами.
Все это сделало Anniversary настоящим праздником для тех, кто хотел вернуться в истоки серии в современном качестве.
Halo 2: Anniversary

Halo 2: Anniversary появилась в 2014 году в составе сборника The Master Chief Collection и закрепила за Saber Interactive репутацию студии, умеющей работать с классикой и громкими лицензиями. Главным достоинством ремастера стали совершенно новые кат-сцены, полностью созданные Blur Studio. Вместо устаревших вставок игроки получили полноценные CGI-ролики кинематографичного уровня. Теперь знакомая история зазвучала по-новому.
Как и в случае с ремастером первой части, можно было переключаться между классической и обновленной графикой, но здесь переход выполнялся мгновенно, без затемнения экрана. Визуальные изменения, выполненные Saber Interactive коснулись всего: моделей персонажей, текстур, освещения. Здесь даже успели появиться физически-корректные материалы!
Дополнительно переработали звук и музыку, сделав их более объемными. Кампания осталась верна оригиналу, но получила и бонусные материалы. Например, расширенные ролики, связывающие Halo 2 с последующими событиями.
Особое внимание уделили мультиплееру. Несколько карт были обновлены с нуля и получили современный визуал, сохранив при этом узнаваемую структуру и баланс. Это позволило Halo 2: Anniversary оставаться живой соревновательной игрой, в которую можно играть и сегодня.
The Elder Scrolls 4: Oblivion Remastered

The Elder Scrolls 4: Oblivion Remastered — это обновленная версия классической RPG 2006 года, полноценное возвращение в мир Сиродила с современными технологиями и сохранением духа оригинала! Ремастер стал не только подарком для старых фанатов. Благодаря обновленной версии молодые геймеры наконец-то смогут полноценно познакомиться с великой классикой Bethesda.
В плане сюжета ничего не изменилось. Игрок снова берет на себя роль заключенного, которому предстоит вступить в эпическую борьбу за спасение Тамриэля от нашествия демонов из врат Обливиона. Особенно приятно, что в ремастер вошла не только основная история, но и аддоны Knights of the Nine и Shivering Isles. Вместе со всеми дополнениями игроков ждет более 200 часов контента!
Oblivion Remastered сохраняет основные механики из оригинала. Однако разработчиками были внесены значительные улучшения: боевая система получила более разнообразные анимации, добавлена возможность спринта, обновлен интерфейс и так далее. Хотя справедливости ради стоит признать, что для молодого геймера, не игравшего в оригинал, все механики покажутся устаревшими.
В графическом смысле игра выглядит действительно круто. Благодаря Unreal Engine 5, визуальная составляющая игры была значительно улучшена: обновлены текстуры, освещение, анимации и эффекты. Хотя некоторые моменты, такие как лицевые анимации, все еще могут вызывать вопросы.
Oblivion, безусловно, стала выглядеть современно. Но вместе с этим исчезла сказочная атмосфера оригинала. Да, старые фанаты Morrowind винили четвертую часть за банальную фэнтезийность: средневековые замки, уютные деревеньки, полянки зеленые с цветочками, леса с пещерами. Но другим игрокам понравился визуал «Облы»! Было в нем нечто наивно-сказочное и даже игрушечное. В ремастере этот эффект теряется. И из-за этого местные масштабы (которые толком не изменились) выглядят немного неуместно. Крошечные города в оригинале даже тогда было трудно списать на игровые условности. Но в таком « жирном» ремастере хотелось увидеть более широкого размаха.
А вот где с размахом нет проблем, так это с системными требованиями и оптимизацией. Даже ПК-боярам с очень мощным «железом» трудно добиться стабильных 60 FPS. Поэтому приходится ковыряться в настройках, чтобы хоть как-то спасти ситацию. Напомним, что игра разработана на UE5, а логика геймплея основана на оригинальном движке Gamebryo. И игравшие в оригинал наверняка сразу это почувствуют.
В остальном же, Oblivion Remastered — это достойное возвращение легендарной игры, которая сочетает в себе как ностальгию, так и современные технологии. Игра сохраняет все лучшие черты оригинала, добавляя усовершенствования, которые делают ее более доступной для нового поколения игроков!
Итоги
Как бы народ не ворчал на ремейки и ремастеры… Они нам нужны! Ремейк — это, в первую очередь, переосмысление. И в этом нет ничего плохого. Это как бесконечные ремейки Шерлока Холмса. Есть легендарный советский сериал Игоря Масленникова, есть версия блокбастерная версия Гая Ричи и не менее крутой сериал от BBC с
Бенедиктом Камбербэтчем и Мартином Фрименом. Каждый вариант уникален и великолепен по-своему. Видеоигр это касается ровно таким же образом.
А ремастер — это и есть оригинал! Только улучшенный и адаптированный для современных платформ. Безусловно, есть такие «шедевры», как Grand Theft Auto: The Trilogy…В этом мир явно не нуждался. Но за Diablo 2: Resurrected и The Elder Scrolls 4: Oblivion Remastered хочется сказать спасибо. Такие ремастеры даже хочется назвать графическими ремейками, так как они невероятно преображают любимые игры юности.
На этом у нас все, друзья! А какие ремейки и ремастеры больше всего оценили вы? Пишите в комментариях. Ну и на ggsel заглядывать не забывайте. Удачи и скоро увидимся!