
Bloober Team выпустили Cronos: The New Dawn 5 сентября 2025 года. Это сюжетный экшен-хоррор, который познакомит игроков с уникальной историей апокалиптического мира в альтернативной вселенной. Я с головой погрузился в эту игру и хочу о ней рассказать. Неожиданный фаворит футуристики этого года, который не идеален, но крайне увлекателен.
Происшествия в Новой Заре

Cronos: The New Dawn — сюжетно ориентированная игра, которая притягивает сюжетом, поэтому по возможности я постараюсь обойтись без спойлеров, однако некоторые фрагменты всё-таки придётся упомянуть ради понимания концепции.
Действие игры происходит в вымышленном городе Новая Заря в Польше в 1980-х годах и в будущем. В этой альтернативной вселенной происходит эпидемия, которая унесла огромное количество жизней.
Главная героиня — Путник с номером ND-3576, которая отправляется на поиски предшественника, а заодно путешествует по нескольким временным линиям через особые разломы и исследует окрестности в поисках особых личностей, которые нужны организации «Объединение» и могут быть полезны для человечества. Что на самом деле здесь происходит и из-за чего всё превратилось в бездну с аморфными мутантами, и предстоит узнать игроку.

Вдаваться в детали совсем не хочется, однако замечу, что история с первых минут интригует, появляется искреннее желание разобраться в происходящих ужасах и открыть все тайны этого мира. Интерес очень сильно подогревает происходящее на экране — с каждым часом игрок будет понемногу распускать клубок истории и получать ещё больше вводных.
Помогают погрузиться в мир и любимые студией заметки и записки, которые разбросаны на всём пути героини. В них можно прочувствовать ужасы эпидемии, окунуться в переживания и размышления людей в беде, изучить их реакцию и получить больше информации об эпохе.

Разработчики неплохо поработали над окружением и сделали игру более человечной, добавив соответствующие фрагменты. Например, при осмотре типичной «панельки» в год начала эпидемии игроки могут услышать разговоры людей. Так в голове у меня засела история маленькой девочки, которая пытается успокоить свою младшую сестру, которой очень грустно из-за отсутствия мамы.
Прохождение игры в первый раз занимает около 15 часов и может быть ещё длиннее в зависимости от скорости исследования локаций. Однако после финальных титров разработчики приготовили режим «Новая игра +», который откроет истинную концовку. То есть для полноценного восприятия истории придётся пройти игру два раза. Лично у меня такие позывы были, но силёнок всё-таки не хватило — обошёлся просмотром видеоролика.
Менеджмент ресурсов и спокойные стычки

Геймплей Cronos: The New Dawn опирается на стандартные заветы жанра и почти не выходит из них. Героиня владеет слабенькой ручной атакой, может использовать огнестрельное оружие с заряжаемой атакой, а также активировать огонь по земле, чтобы поджечь врагов и уничтожить тела погибших. Теперь чуть подробнее о боевых механиках.
На протяжении своего пути Путник постоянно сталкивается с разнообразными монстрами, которые отличаются набором действий (быстрые бегуны, медленные с длинной по дистанции атакой, огромные и мощные, боссы и т. п.). Их легко определить по внешнему виду, а значит, и подготовиться к их ударам. В игре по два пистолета, дробовика и карабина, а также гранатомёт. Не очень много, но вполне достаточно, чтобы не устать от однообразия.
Также доступны разнообразные ловушки и огненные капсулы Факела, которыми девушка стреляет в землю. Они нужны, чтобы оттолкнуть группу врагов, но также помогают в уничтожении тел. Смысл этого в том, что враги могут соединяться с телами погибших, которых в окрестностях города навалом, и усиливать себя. Для этого им достаточно пройти рядом с телом, и после нежелательной анимации они станут мощнее — придётся потратить больше патронов для уничтожения врагов. Атака кулаком тоже имеет смысл, например, можно сбить усиление или попытаться добиться врага, что иногда приходится делать, однако это совсем уж неэффективный способ уничтожения целей.

Экшен сам по себе выстроен вокруг продумывания тактики и перемещения по локациям. Всё это мы уже встречали в Resident Evil и Dead Space. Если есть понимание, как устроен геймплей в этих сериях, то проблем в Cronos: The New Dawn точно не возникнет.
Кроме того, обильное внимание уделено менеджменту ресурсов. В базовой версии костюма Путника доступно всего лишь шесть ячеек, в которых обязательно будут лежать пистолет, болторез для открытия дверей, скромная пачка патронов, огненная капсула и лечилка. Это очень сильно связывает руки, поэтому придётся часто возвращаться обратно и забирать из хранилища ресурсы. Я сразу же занялся открытием новых ячеек, но даже с девятью в начале игры места не хватает, то оружие новое появится, то ключ какой-то донести нужно.

Для улучшения костюма и Факела потребуется отыскать ядра. Они либо очень хорошо спрятаны, либо «выдаются» котиками, за которыми нужно проследовать и погладить в конечной точке их пути — после этого они появятся в «лагере» героини. Для чего? Да просто так. Для улучшения оружия необходима энергия — самый распространённый ресурс, который можно добыть в секретных комнатах и в ящиках по всему городу.
При внимательном исследовании копится довольно быстро, однако я улучшал с его помощью в большинстве случаев лишь скорость зарядки мощного выстрела и урон. Скорость перезарядки, стабилизацию и обойму дорабатывать как будто не имело смысла. Также приходится собирать химикаты и металлолом, из которых можно создавать патроны, заряды Факела, лечилки и прочие полезные предметы.

Ресурсов постоянно не хватает. Вернее, хватает, но всегда впритык. К первому боссу я вообще зашёл с пятью пистолетными патронами и двумя для дробовика в кармане. Но прошёл секцию со второй попытки, когда знал, где лежат ящики с ресурсами и что способен сделать враг.
Экшена в игре достаточно, но он выполнен медлительно, почти всегда при появлении врага проще отойти чуть подальше, последовательно зарядить несколько выстрелов и точно попасть врагу в голову. От быстрых противников убегать нет смысла, поэтому сразу их уничтожаем, от медленных тем более, максимум на пару шагов сдвинуться.

Несмотря на такой «безопасный» по меркам жанра геймплей, он увлекает исследованием, затягивает и удерживает перед экраном. Единственная его проблема, что им можно быстро насытиться, поэтому играть короткими часовыми или двухчасовыми сессиями как будто даже лучше.
Ещё это пойдёт на пользу страху, так как при длительном нахождении внутри игрового мира мрачная атмосфера уже не так сильно пугает. Я очень быстро привык к звукам и сосредоточился на внимательном исследовании. Скримеров тут почти нет, а при нахождении в своих мыслях восприятие окружающих происшествий становится чуть дружелюбнее.
Загадочный мир

Вымышленный город вдохновлён районом Нова-Хута из Кракова и в деталях проработан с упором на атмосферу и реалистичность. Пустынные улицы окутаны туманом и пылью, повсюду тотальная разруха, разбросан мусор, а на улицах установлены разнообразные девайсы. Не только сценарий так положительно влияет на раскрытие истории, но и атмосфера тотальной разрухи и загадочное окружение. То здание как будто клином пополам разрезали, то предметы в воздухе летают, то футуристические устройства под руку попадаются.
Всё проработано в деталях, хотя и с оптимизацией чуточку напортачили. Для стабильной игры без технологий масштабирования обойтись вряд ли получится. Я на RTX 3060 в 2K (2560 x 1440) отключил трассировку лучей и использовал DLSS в «Баланс» — до 60 FPS железо иногда допрыгивало, но в среднем счётчик находился в районе 55 кадров. Но не удивительно — The Medium, ещё один оригинальный проект Bloober Team, тоже поначалу не мог похвалиться идеальной работой. Можно надеяться на выпуск некоторых патчей, хотя и при текущих показателях игра ощущается сносно.

А отдельно хочу отметить профессиональную работу со звуком. Невероятный фон, в котором смешивается пугающие эффекты и спокойные, мелодичные композиции. В какой-то момент я даже ощутил на себе загадочность происходящего в духе «Секретных материалов». Постоянно слышно дыхание героини, а странные шумы и кряхтение на фоне по-настоящему нагоняют ужас.
В Bloober Team явно хотели сделать свой аналог Dead Space, и, по моему мнению, им это удалось. И если в The Callisto Protocol от Striking Distance Studios и за издательством Krafton заядлым фанатам космохорроров было слишком много экшена, а многие детали были слишком тщательно повторены, то в Cronos: The New Dawn разработчикам удалось сохранить баланс между оригинальной историей, своим геймплеем и повторением наработок индустрии. Тягучая и жестокая атмосфера безысходности, проработанный сюжет, красочное изображение и удивительные звуки — ради этого точно стоит посетить такую виртуальную Польшу.
Плюсы:
- Красивые локации;
- Интригующий сюжет;
- Хардкорный менеджмент ресурсов;
- Работа над звуком.
Минусы:
- Привычный и простенький геймплей;
- Неидеальная оптимизация.
Итоговый балл: 7.5 из 10
Вердикт: Cronos: The New Dawn — неплохая оригинальная игра, которая способна затянуть фанатов до финальных титров. Очень атмосферная, с крутым сюжетом и притягательным «настроением».