
Буду честен с первых строк обзора: Europa Universalis V едва не сломала меня. Эта игра заставила меня усомниться не просто в интеллектуальных способностях, но и способности мыслить как таковой. Но, возможно, именно так должно выглядеть столкновение с по настоящему проработанным симулятором истории, ведь назвать игру просто “глобальной стратегией” язык не поворачивается.
Четвертая часть Europa Universalis задала весьма высокую планку для глобальных стратегий, особенно если рассматривать ее “финальную форму” со всеми дополнениями. И перед Paradox Interactive стояла сложная задача: сделать игру, которая удовлетворит крайне дотошную и избирательную фан-базу. Путь, который избрала компания, очевиден и бросается в глаза с первых минут: углубление и расширение механик и возможностей.

Начнем с исторического периода. Игрокам предстоит вершить судьбу выбранного государства на протяжении крайне насыщенного исторического периода: с 1337 по 1837 годы. Фактически от начала Столетней войны до появления телеграфа. Вы выступаете не в роли какого-то конкретного лидера, а абстрактной верховной власти, форма которой может меняться в зависимости от выбранного политического курса.
Фактически ваши возможности не ограничены ничем, кроме времени. В ваших силах даже продлить существование Османской империи и плавно ввести ее в эпоху индустриализации, при этом заложив базу для коммунистического строя, передав большую часть власти в руки рабочего класса. Ну и на этом фоне построить всю экономику исключительно на опиуме: почему бы и нет? Разработчики не стали сильно ограничивать имеющиеся страны глобальными курсами и целями, как, например, в Hearts of Iron, дав больше гибкости в развитии.

И подобное разнообразие является следствием ночного кошмара всех, кто по неосторожности забредет в Europa Universalis V: возможность контролировать буквально все процесс в вашем государстве. Хотя правильнее будет сказать — необходимости все контролировать.
Постоянным взаимодействием с разными сословиями фаната Europa Universalis точно не напугать. В пятой части все осталось на месте, просто стало немного удобнее, с более подробной статистикой и с чуть большими возможностями влиять на настроения (и распределение власти и численности). У этих возможностей есть и обратная сторона: любое ваше решение будет будоражить народные массы, и последствия от них могут ощущаться далеко не сразу.



Исход многих реформ будет зависеть от голосования сената, результаты в котором будут зависеть от отношения к вам одного из сословий и в зависимости от отношения других сословий, а также в зависимости от имеющихся у них привилегий ад наполнится зависимостям и они воспламенятся, а потом пойдет дождь из зависимостей, и тогда зависимостей будет достаточно. А может быть и нет. И реформа провалится.

Самый простой способ держать все сословия в узде: грамотно выстраивать характер нации, который формируется религией, языком и культурой. В какой-то момент ты понимаешь, что у твоего народа появляется уникальная идентичность, и он живо реагирует на различные события, исходя из заложенных ценностей и чувства привязанности к стране. Не исключено, что это просто мой мозг так надо мной подшучивал в процессе игры, но за всеми этими “контурными картами” проявляется живой облик страны, что впечатляет.

Не стоит беспокоиться о потенциальном разнообразии партий: в игре более 200 религий и более 2000 культур, объединенных (для удобства) в группы. Как уже говорилось в начале — разработчики выбрали крайне активный и насыщенный на события период истории, и развернуться есть где. При этом в Europa Universalis 5 вам никто не навязывает приверженность какому-то шаблону государства. Вы можете отказаться от религии практически полностью и объединить огромную империю в единую культуру, например. Или возвести мультикультурное государство, объединенное верой. Вариантов много, они различаются по сложности, но в итоге каждый найдет свой стиль.

Или вам его навяжут. Да, в игре, в который вы должны быть единым и великим, далеко не все зависит от вас. Пример с реформами выше лишь малая часть того, что будет подкидывать вам игра и королевство. Любой ваш план или идея разлетится как зубы о бордюр, столкнувшись с цепочкой событий, запущенных даже не в вашем. а соседнем государстве. Или одно неверно принятое решение в самом начале партии, когда вы решили сделать общество более приверженным традиционализму, чтобы укрепить экономику через сельское хозяйство, выйдет вам боком через пару сотен игровых лет. когда вы будете в шаге от построения идеальной феодальной системы без влияния духовенства.



К слову об экономике. В пятой части этот аспект также подвергся серьезному ребалансу и углублению. Теперь у вас не будет какого-то абстрактного “производства” и простых торговых маршрутов. В игре представлены сотни различных товаров, и производство каждого разворачивается в рамках отдельных провинций. С одной стороны: это очень удобно, ведь вы решаете, где и какие производства будут находиться. В случае слишком агрессивных соседей, даже проигрывая войну, вы можете оставаться при солидных ресурсах и до последнего оставлять возможность для победы или завершения конфликта на приемлемых условиях. А с другой: это еще один аспект, за которым нужно постоянно следить и продумывать на сто шагов вперед.



Развитие самих районов чем-то напомнило Civilization: тип производимых ресурсов зависит от местности, а объемы производства — не только от численности населения, но и от инфраструктуры. С течением времени “специализация” региона может измениться или расшириться, повинуясь строгому историческому контексту, что потребует от вас немедленной реакции. А еще нужно следить, чтобы уровень образованности населения соответствовал уровню технологического развития и его влиянию на добычу того или иного ресурса.

С торговлей все чуть проще: рынки в игре динамические и цены на них зависят от спроса и предложения. Тот, кто контролирует рынок, может постараться повлиять на него, но только на правах прямой конкуренции. Единственное, за чем стоит следить — доступность рынков для производственных районов. А так чаще всего они будут требовать куда меньше внимания, чем все остальное.
Но что мы все о вашей стране? Давайте теперь о соседях. Ведь какая может быть игра на глобальной карте. без возможности занять как можно большую и богатую территорию любыми доступными в игре способами. Обычно я отыгрываю весьма агрессивно, и для таких как я, Europa Universalis 5 превращается из симулятора генерала в симулятора круглосуточного диспетчера логистической компании.

Да, конечно, во главе угла вашей военной мощи будут системы набора войск (от народного ополчения до регулярной армии) развитые технологии и т.п. Но. Все это будет совершенно бесполезно без обеспечения логистических цепочек. Армии будут постоянно нуждаться в продовольствии, а на “цепочки поставок” будут влиять не только наличие прямого доступа к армии. От погоды и болезней до социальной и экономической ситуации в стране: ВСЕ будет влиять на успех вашей военной компании, даже если она оборонительная. Так что, вести войны в Europa Universalis 5 получится только будучи лидером действительно сильной страны и находясь в оптимальных условиях.


И я бы хотел сказать, что куда проще действовать методами дипломатии. Но в случае с этой игрой слово “проще” не применимо ни к чему. Из политической арены в Europa Universalis 5 можно сделать небольшую отдельную игру, и она была бы довольно интересной. У каждого государства имеется свой рейтинг доверия и политическая сила. Они определяются не только условным количеством территорий или экономикой, но и взаимоотношениями с другими странами, числом вассалов и личным отношением текущего правителя вашей страны с другими. Даже общественные ценности могут повлиять на то, насколько серьезно вас воспринимают в мире большой политики.

На все это можно влиять не только и не столько улучшением показателей своего государства. Заключать выгодные браки? Конечно! Развивать шпионские сети? Без них никуда! А может, вообще создать международную организацию? Отличный ход! Вдумчивый и аккуратный подход может позволить добиться многого, а наличие мощных союзников и компромата обезопасит ваши границы.

И если всего этого вам было мало, стало скучно, в вашей стране все слишком стабильно, а на политической арене в вашу сторону все смотрят с уважением и завистью, то у вас есть еще одна механика, чтобы пустить все псу под хвост — колонизация! В середине 15-го века начинается эпоха Великих географических открытий. Прекрасное время, в которое можно успеть развиться территориями за пределами своего континента. Это очень долгий и дорогостоящий процесс, результаты которого могут быть весьма туманны, вплоть до полного завершения. И да — колонии будут требовать даже большего внимания, чем основные территории. Но такая возможность имеется, она проработана, и ей стоит воспользоваться, если вы отдаете отчет своим действиям и возможным последствиям.

К этому моменту может сложиться впечатление, что я хвалю игру и иногда едко высказываюсь в тему сложности и комплексности. К сожалению или счастью, Europa Universalis 5 — не идеальная игра. Начнем с интерфейса, который вы уже наблюдали на скриншотах. Это не только ад для ваших глаз, но и для вашего мозга. Спустя несколько десятков часов я продолжал путаться в кнопках и забывать, где что находится. Глубокие игровые механики — это отлично, но как получить к ним доступ через этот ужас, названный интерфейсом? Если разработчики хотели передать опыт реальной попытки управлять целой страной в одиночку, у них точно получилось. Первые несколько часов вы будете просто тыкаться во все подряд в тщетных попытках сделать хоть что-то. А потом сделаете и не поймете, что именно.

Ну ничего, у вас ведь есть интеллектуальный помощник, который и задания подкинет для плавного обучения, и даже может взять на себя управление всей экономикой или социальными институтами. Это здорово, конечно, но обучение из-за обилия функций моментально выветривается из головы, подсказки больше раздражают, а сам ИИ достаточно туповат. Страну он вам не разрушит, скорее всего, но большой пользы от него ждать не стоит.
Технически игра работает не плохо, но достаточно требовательна к процессору и оперативной памяти. Возможно, в игре еще будут технические правки, но пока это первый на моей памяти проект, который оправдал апгрейд процессора. На поздних этапах игры заметно, что движку местами становится сложно. Это можно простить четвертой части, но не свежему проекту. Ждем патчей.
О графике многое не скажешь: она в игре есть, на том спасибо. Музыка не навязчивая, в меру эпичная и соответствует духу самой игры и эпохам. Функцию приятного фона для тяжелой умственной работы она вполне выполняет.
Скажу честно: писать обзор Europa Universalis 5 было достаточно сложно. Об этой игре можно рассказать или огромным гайдом, или стримом часов на 40. Игра очень глубокая, сложная в освоении и требующая постоянной концентрации внимания. Новичкам в жанре тут делать вообще нечего. Хоть с подсказками, хоть с помощником: вы ничего не поймете и разочаруетесь либо в игре, либо в себе. Фанаты четвертой части найдут к чему придраться, но у игры хороший потенциал для долгосрочной поддержки, так что она быстро обгонит прошлую часть. Ну а тем, кто просто любит другие проекты Paradox — попробуйте. Будет больно, но вам может понравится.
Плюсы:
- Масштаб и глубина механик;
- Глубокая дипломатия;
- Живое население;
- Полная свобода действий.
Минусы:
- Очень высокий порог вхождения;
- Перегруженный интерфейс.
Оценка: 8.0 из 10
Вердикт: На данный момент Europa Universalis 5 без преувеличения является самой проработанной глобальной стратегии, дающей полную свободу игроку. Но это достигается за счет высокой сложности даже на этапе обучения. Для фанатов жанра: великолепная игра. Для всех остальных: на ваш страх и риск.