
Двое разработчиков взялись за создание амбициозного проекта, вдохновлённого любимыми многими ролевыми играми. В основе игры — элементы построения отношений, напоминающие Fable, открытый мир, характерный для проектов Bethesda, а также механики крафта и фермерства, как в Stardew Valley, всё выполнено в тёплом, рукотворном стиле.
Разработанная студией Bad Ridge Games, состоящей из двух человек, и изданная компанией V Publishing, эта ролевая песочница с элементами приключений и симулятора жизни на ферме вышла в ноябре 2024 года и обещала гармонично сочетает эти жанры в едином мире.
Сегодня мы обсудим получилось ли это у разработчиков или нет. Игра переносит нас в атмосферу средневекового мира, где игрокам предстоит самостоятельно строить свою судьбу. Если вам интересно узнать, какие тайны скрывают мрачные леса этой игры, приглашаем ознакомиться с нашим обзором Mirthwood на ПК.
Сюжетная завязка Mirthwood
Игра начинается в тихом, живописном поселении, где обитает ваша семья и множество других персонажей. После того как вы завершите создание героя, игра предложит обширный выбор внешних параметров. В редакторе персонажа доступно 11 настраиваемых характеристик. Можно выбрать страну происхождения, социальное положение и профессию — всего семь вариантов с разными особенностями. Хотя на деле всё это едва ли влияет на стиль прохождения или добавляет вариативности — скорее просто элемент антуража.

Приняв несколько непростых решений, вы приступаете к первому заданию: разыскать пропавшего брата и собрать еду для ужина. После короткого взаимодействия с родственниками наступает ночь, и ваш герой отправляется спать.
Утром всё меняется — деревня разрушена, повсюду пепел, пожары и мертвые тела. Брат настаивает на срочном бегстве к пристани, где можно успеть сесть на корабль и покинуть охваченные войной земли.
Когда вы добираетесь до Свободных Земель, вас встречает странник на лошади. Он даёт чёткие указания и отправляет в соседний город — там и начинается основное действие. Подробности раскрывать не буду, чтобы не портить впечатление. Но, признаться, чего-то выдающегося ждать не стоит.

Перед вами проект с открытой структурой — игроку предоставлена свобода выбора. Можно сосредоточиться на основном сюжете, заняться ремеслом, выращивать хмель и варить пиво, или же пуститься по пути преступности, став известным вором. В духе жанра симуляторов жизни на ферме вам достаётся внушительный участок земли, который можно обустраивать по своему вкусу.
Повествование построено не по жёсткому сценарию, а в виде мозаики сюжетных веток. Основная линия присутствует, но многие истории можно пройти мимо. Главные миссии развивают ключевые темы — надежда, восстановление, внутренняя сила. А дополнительные задания, письма и диалоги с неигровыми персонажами помогают глубже погрузиться в мир и лучше понять его устройство.
Геймплей
В Mirthwood перед игроком открывается широкий выбор занятий: добыча полезных ископаемых, кулинария, охота, кузнечное ремесло, боевая система, романтические связи — и это лишь часть доступных активностей.
Игра совмещает в себе черты песочницы и приключенческого RPG, а её мир условно открыт и разделён на шесть непохожих между собой областей — с уникальными ландшафтами, ресурсами и культурными традициями. Такое разнообразие позволяет игроку самостоятельно выбрать направление: от ведения сельского хозяйства до изучения опасных руин в поисках ценностей. Никаких жёстких рамок — исследуйте мир в удобном ритме и в том порядке, который кажется интересным именно вам.

Авторы особое внимание уделили механике общения с местными жителями. Хотя налаживание связей не сильно влияет на основную историю, оно может приносить ощутимую пользу. Например, кузнец с хорошим к вам отношением сделает скидку на услуги, а дружественный торговец подскажет, где найти редкие ресурсы.
Общаясь с персонажами, можно не только нанимать их на работу на своей ферме, но и построить романтические отношения — вплоть до свадьбы. Такая система добавляет глубины и побуждает взаимодействовать с миром не только ради квестов. Однако реализация этой механики не лишена недостатков, о которых мы еще поговорим в разделе претензий к игре.
Так же в игре присутствует систем репутации, которая формируется на основе моральных выборов. Игроку предстоит регулярно принимать решения, от которых зависит, станет ли он благородным защитником или падёт в сторону зла. Например, мародёрство или отказ от помощи могут ухудшить репутацию, тогда как добрые поступки — наоборот, поднимут её. Лично я нередко прибегал к воровству, так как жить в этой вселенной, по н довольно затратно.

Диалоги с NPC строятся на выборе одной из пяти категорий общения: нейтральная беседа, юмор, флирт, слухи и влияние. В каждой теме содержится несколько вариантов реплик. У персонажей своя индивидуальность, отражённая в предпочтениях и реакции на ваше поведение. Прогресс отношений отображается с помощью специальных индикаторов: симпатии и привязанности. Чем чаще вы общаетесь с конкретным героем, тем больше узнаёте о его характере, навыках и интересах. Это помогает выстраивать более осмысленные связи — будь то дружба, деловое сотрудничество или романтика. Но и здесь, увы, всё работает не так гладко, как хотелось бы — подробнее это будет рассмотрено чуть дальше.
В боевой системе присутствует арсенал как дальнобойного, так и контактного оружия. Есть блоки, перекаты, уклонения, а также возможность парировать удары врага, чтобы провести ответную атаку. Все действия требуют контроля за выносливостью и здоровьем. Если сражение идёт не в вашу пользу, можно попытаться отступить — в случае неудачи игра переместит вас в безопасную зону с частичным восстановлением здоровья и понижением его максимального значения.
Также в Mirthwood действует система прокачки, разделённая на шесть направлений: ближний бой, стрельба, фермерство, изготовление предметов, харизма и навыки выживания. Повышение уровня происходит по мере использования умений и открывает специальные карты перков, расширяющие возможности героя и дающие ощутимые преимущества.
Местный рынок — это не просто торговая площадка, но и источник ценной информации. Здесь можно узнать, какие товары пользуются высоким спросом, что позволяет заработать больше, а какие — в избытке и стоят дешевле. Также есть книга заказов, где указаны нужды отдельных жителей — выполняя их, вы получаете дополнительные награды.
Визуальный стиль и звуковое оформление



Художественное исполнение Mirthwood вдохновлено эстетикой старых детских книг-раскладушек, в которых наивное очарование сочетается с более мрачными, реалистичными образами. В этом мире уживаются и зловещие существа с разлагающимися тушами, и живописные равнины с мирными деревушками, где кипит жизнь. Визуальный язык отчасти перекликается с такими проектами, как Wildermyth и Pentiment, но выделяется куда большим размахом: игроку доступен открытый мир с проработанной сменой времён года и плавным циклом дня и ночи. Учитывая, что над игрой трудился всего дуэт разработчиков, выбранный художественный стиль не просто оправдан, но и наделяет игру особым визуальным характером. Даже если механики не удивляют оригинальностью, графика — безусловный козырь проекта.
Лесные чащи проработаны до мелочей, деревни наполнены жизнью, а каждый уголок карты обладает своей визуальной идентичностью. Благодаря чёткой художественной структуре, навигация по миру интуитивна, и легко различаются стилистически разные локации.

Тем не менее, игра не лишена технических шероховатостей. На некоторых участках, особенно в насыщенных деталями зонах или при переходах между регионами, можно столкнуться с просадками FPS. Также встречаются баги — от сбоев в системе столкновений до случайных визуальных артефактов. Эти недоработки не критичны, но могут снизить комфорт для тех, кто чувствителен к подобным вещам.
Отдельного упоминания заслуживает аудиосопровождение. Саундтрек построен на лёгких, запоминающихся мелодиях, дополненных тонкими оркестровыми аранжировками. Музыка точно подстраивается под эмоциональный тон происходящего, а окружающие звуки — шорох листвы, голоса на рынке, журчание воды — формируют достоверную и насыщенную звуковую среду. Озвучка пусть и ограничена по объёму, но выполнена качественно и хорошо вплетена в общую атмосферу.
Музыкальное и звуковое оформление играет важную роль в погружении, делая мир Mirthwood живым, объёмным и убедительным.
Ранний доступ под маской релиза

Пожалуй, пришло время немного пройтись критикой.
Система боя вызывает противоречивые ощущения. Хотя перемещение героя реализовано в полноценном 3D-пространстве, удары в большинстве случаев наносятся исключительно влево или вправо, что заметно сужает вариативность сражений. Противники, мягко говоря, не блистают интеллектом, а баги добавляет проблем: в одном из боёв во время напряжённой сцены внезапно появилось окно с торговым предложением, которое нельзя было закрыть. Сражение продолжилось, а персонаж оказался полностью беззащитен перед атаками врага — я не мог даже поставить игру на паузу.
Исследование мира также нередко превращается в борьбу с раздражающим ИИ — враги реагируют на игрока с подозрительной агрессией и замечают с огромного расстояния, что постоянно срывает попытки спокойно изучить окружение. Через некоторое время это начинает попросту утомлять.
Экономика в игре ощутимо дисбалансирована. Если сосредоточиться на фермерстве, доход растёт слишком быстро — деньги теряют всякую ценность, потому что тратить их попросту не на что. Финансовая система нуждается в переработке, чтобы сохранить интерес в долгосрочной перспективе.
Так же я не заметил никакой сезонной инфляции или перенасыщения рынка при продаже одних и тех же товаров. Хотя игра и делает вид, что поддерживает подобную систему, смысла в торговле между городами нет — цены остаются стабильными, а логистика не приносит никакой выгоды.

Голод здесь — не просто механика, а постоянная обуза. Недостаток еды быстро подрывает здоровье и запас сил, а места для провизии в инвентаре почти нет. Потеря сознания от истощения наказывается потерей валюты и штрафами, так что вместо того чтобы отправляться в приключения, игрок всё больше уходит в рутину по контролю за базовыми параметрами.
Рыбалка тоже вызывает разочарование. Механика примитивная, управление неудобное, роста навыков нет, а фиксированная камера делает процесс скучным и лишённым динамики. Всё это выглядит как незавершённая система, которая пока просто занимает место.
Некоторые игровые элементы, такие как система репутации или возможность воровства, кажутся недоработанными. Вроде бы они заявлены как важные механики, но на практике либо не оказывают заметного влияния на происходящее, либо реализованы крайне поверхностно. Да и NPC никак не реагируют на кражу даже перед своим носом.
Инвентарь доставляет массу неудобств. Слотов мало, категории разделены жёстко, а интерфейс устроен так, что малейшее переполнение мешает крафту. Ситуации, когда игра отказывается приготовить еду из-за якобы «заполненного» рюкзака — несмотря на наличие нужных ингредиентов — возникают постоянно и сбивают с толку.
Подсказки в игровом мире сведены к минимуму. Разобраться, какие объекты можно использовать, а какие — просто декорация, приходится исключительно опытным путём. Например, какие деревья поддаются рубке, выясняется только путём проб.

Ориентироваться на местности неудобно: карта практически бесполезна — она не показывает NPC. Мир кажется безжизненным — поселения напоминают пустынные деревни, жители которых бесцельно бродят туда-сюда независимо от времени суток. Их распорядок дня выглядит как простое хождение по заранее заданным траекториям. Ходьба, и еще раз ходьба — Александр Невский бы одобрил.
Сами NPC лишены какой-либо индивидуальности. Все персонажи кажутся одинаковыми, будто бы скроены по одному шаблону. Даже обрывки писем или записок, встречающиеся в мире, порой обладают большей эмоциональной глубиной, чем сами горожане.
Диалоговая система примитивна: несмотря на якобы большой выбор тем и наличие персональных характеристик у персонажей, общение быстро сводится к нажатию одной и той же кнопки. Это напоминает бюджетную версию The Sims.
Однажды, проверяя систему взаимодействий, я несколько минут подряд нажимал «Шутка» и «Флирт» на одной NPC, не отходя от неё ни на шаг. В какой-то момент открылся вариант «Поцеловать», и, к моему удивлению, персонаж с радостью отреагировал. Мы простояли под дождём до самого утра, а я всё продолжал нажимать одну и ту же реплику.
Игра вроде как пытается ограничить частоту таких взаимодействий — периодически появляется уведомление, что героиня устала от объятий, поцелуев и в целом от моего присутствия. Но, несмотря на это, индикаторы дружбы и романтики продолжали неумолимо расти.
Позже она даже выдала мне задание на доставку предметов, а в итоге я предложил ей работу на своей ферме. Чем она там занимается — непонятно. Обычно просто стоит у входа на участок и говорит о том, что чувствует ко мне. Но, возможно, при моем длительном отсутствии она возьмет на себя сбор урожая с грядок.
В игре реализована система дарения подарков, но она практически не играет никакой роли. Весь процесс общения сводится к бесконечному повторению одной и той же реплики, которая особенно нравится выбранному NPC.
Прокачка довольно скучна и особо не мотивирует — особой радости от этих +2.5% к скорости роста урожая нет. Система карточек навыков вроде и интересна, но такая же безыдейная.
Обещанный многопользовательский режим оказался практически фикцией: вместо полноценной сетевой игры доступен лишь локальный кооператив. Да и он работает нестабильно и создаёт впечатление торопливо прикрученной функции, не прошедшей должного тестирования.
Добавить к этому можно и неудачную русификацию. Перевод вроде бы грамотный, но выбранный шрифт портит всё впечатление: текст на кнопках вылезает за рамки, в книгах не помещается на экране, а интерфейс выглядит неаккуратно. Сначала кажется, что это мелочь, но со временем подобные визуальные шероховатости начинают действовать на нервы. Я специально проверил и такие проблемы есть только в русской версии. Хочется просто переключиться на английский, чтобы не раздражаться каждый раз при открытии меню.


И если к этому добавить и регулярные баги, становится очевидно: игра, несмотря на свой «релизный» статус, всё ещё ощущается как проект в раннем доступе. Ей определённо не хватило времени на полировку, тестирование и доведение до ума ключевых систем.
Не всё так мрачно
И всё же не стоит окончательно списывать игру со счетов.
В первую очередь подкупает её визуальная подача. Графика оформлена в стильной, нарочито ручной манере, что придаёт происходящему сказочный и почти книжный шарм. С первых минут игра очаровывает именно художественной стороной. Эффект усиливается благодаря выразительному саундтреку и детализированной звуковой картине — всё это помогает глубже погрузиться в атмосферу, делая Mirthwood живым, уютным и немного магическим.
Это тот тип игры, к которому приятно возвращаться вечером, чтобы отвлечься от повседневной суеты. Несмотря на существующие недостатки, она затягивает. Вперёд манят неизведанные места, и чистое любопытство подталкивает двигаться дальше.
Почти каждое второстепенное задание сопровождается короткой историей, остроумными диалогами и интересной визуальной подачей. Да, классические задания по устранению врагов тоже присутствуют, но с учётом фэнтезийной направленности игры и того, что она намеренно не ограничивает игрока исключительно фермерской жизнью, их наличие воспринимается вполне естественно.
Есть и задания с элементами расследования. Пусть они и не требуют особой дедукции, внимательность в них приветствуется — в одном из квестов, например, итогом стало выявление виновного. Подобные эпизоды часто поданы через лаконичные, а порой и трогательные мини-сюжеты.
Если учитывать масштаб проекта, квестовая составляющая вполне разнообразна: поиск пропавших персонажей, сбор предметов, мстительные поручения, зачистки, простые детективные сценки. Особенно запоминаются длинные сюжетные линии, как, например, история упадка старой медоварни.
Главное — вы здесь не центр вселенной. Мир не вертится вокруг вас, и его обитателям, в общем-то, нет дела до вашего существования — примерно как в реальности, если вы просто гость в незнакомом месте. Персонажи не только передвигаются по маршрутам, но и живут своей жизнью: общаются, конфликтуют, мирятся. И, по возможности, реагируют на пробегающего мимо героя. Это придаёт окружающему миру какое никакое ощущение подлинности. Несмотря на огрехи, создаётся правдоподобная, живая атмосфера. Я думаю в будущих обновлениях этот аспект будет улучшен.

Но, пожалуй, наибольшее впечатление производит именно исследование. Никаких привязок к одному месту — игрок свободен идти туда, куда захочет. В каждой новой зоне можно наткнуться на локальные истории. Рассказы подаются ненавязчиво — через записки, книги, обрывки писем и окружение — в духе старых проектов от Bethesda.
То находишь упоминание о болезненной привязанности разбойницы к главарю банды — и чуть позже получаешь контракт на него. То натыкаешься на повешенного — и узнаёшь, что его супруга не простила измену с её сестрой. Таких историй в игре немало, и все они создают эффект живого, насыщенного мира.
Упомянутая ранее скудность в подсказках и нежелание игры прямо указывать путь к нужному NPC неожиданно вызывает тёплые ассоциации с классическими ролевыми играми старой школы. В этом определённо есть своя прелесть: вместо того чтобы следовать по стрелке, вы исследуете мир самостоятельно, внимательнее присматриваетесь к деталям. Такой подход пробуждает любопытство и делает каждый маленький прогресс — будь то найденный персонаж или завершённое задание — особенно приятным. Возникает ощущение настоящего открытия, а вместе с ним — и удовлетворение от собственных усилий.
Резко критиковать проект не хочется ещё и потому, что над ним работает всего два человека. Учитывая объём проделанной работы, результат действительно впечатляет. Разработчики регулярно выпускают обновления, исправляют баги и внимательно относятся к мнению игроков. Это вызывает уважение и вселяет надежду, что проект будет развиваться в правильном направлении.
Итоговая оценка: 7 из 10
До идеала Mirthwood, конечно, далека. Если бы игра вышла в формате раннего доступа, то и вопросов к ней было бы значительно меньше — всё же назвать текущую версию полноценным релизом разработчики решились немного преждевременно. Тем не менее, проект обладает сильной атмосферой и, несмотря на ощутимые шероховатости, в него действительно хочется играть. Уже сейчас это достойный инди-продукт, способный увлечь на множество часов.
Возможно, лучшим решением будет немного повременить — дождаться контентных обновлений и более ощутимых скидок. Работы у авторов впереди немало, но потенциал у игры определенно есть.