«Кто решил, что приквел — хорошая идея?»

Примерно через двадцать пять минут после начала Simon the Sorcerer Origins этот вопрос задаёт сам Саймон, когда на экране появляется логотип игры. Хотя это очевидная шутка, не требующая ответа, она одновременно поднимает важный для фанатов серии вопрос: сохранится ли в новой игре фирменный юмор Simon the Sorcerer?
Новая игра вышла спустя пятнадцать лет после предыдущей, а если брать лучшие части, то, возможно, ещё дольше. Первая игра была создана британской студией Adventure Soft в 1993 году Саймоном Вудроффом совместно с его отцом Майком и стала одним из самых заметных «point-and-click»-квестов своего времени, не связанных с LucasArts.
История серии сложна и простирается через несколько стран Европы. Вернуть дух оригинала решилась итальянская студия Smallthing Studios под руководством Массимилиано Каламая, создавшая Simon The Sorcerer Origins. Этот проект рассказывает о первых шагах Саймона в Волшебном мире и стремится вернуть серии её истоки.
Возвращение к истокам
Simon The Sorcerer изначально была классической приключенческой игрой в духе LucasArts. Несмотря на то что жанр к моменту выхода переживал спад популярности, проект сумел найти свою аудиторию благодаря остроумному сценарию, пронизанному английским юмором, и продуманным головоломкам. Мир, населённый ленивыми великанами, недотёпами-волшебниками и странными существами, покорил игроков своей атмосферой.

Сиквел Simon the Sorcerer 2: The Lion, the Wizard and the Wardrobe вышел в 1995 году и также понравился игрокам. Однако дальнейшее развитие франшизы оказалось неудачным. Последние части перед Origins пытались адаптироваться под современную аудиторию, но потерпели неудачу, в основном из-за слабого сценария и недоработок. Smallthing Studios, увидев потенциал франшизы, решила вернуть серию к её корням.
От экшена и 3D отказались, чтобы снова сделать акцент на классическом «point-and-click»: исследование мира, поиск и комбинирование предметов из инвентаря с объектами окружения, а также общение с множеством персонажей, создающих забавные ситуации.

При этом разработчики позаботились о комфорте современной аудитории: интерфейс одинаково удобен как для мыши, так и для контроллера. Я проходил приключение на ПК и использовал как DualSense, так и обычную мышь — и в обоих случаях управление оказалось интуитивным. Интерактивные точки всегда легко выделяются, а работа с предметами инвентаря предельно прозрачна. Есть мелкие нюансы, например необходимость применять некоторые предметы напрямую на Саймоне, а не через инвентарь, но к ним быстро привыкаешь.
Отдельно стоит отметить качественный перевод на русский язык — к сожалению, только текст, но он выполнен без ошибок и использует приятный для глаз шрифт, что подкупает. Видно, что авторам было не наплевать.
Отсутствие встроенной системы подсказок, как в Return to Monkey Island, может затруднить прохождение менее опытным игрокам, особенно во второй половине игры, когда головоломки усложняются. С другой стороны, отсутствие подсказок оставляет полную свободу решения задач и подходит тем, кто предпочитает классический подход к жанру. В итоге каждый сам решает, насколько полагаться на помощь или полностью погрузиться в исследование мира.
Саймон, ты юве… кхм, волшебник!
О чём же рассказывает Simon The Sorcerer Origins? Главный герой, Саймон, — обычный, но крайне озорной мальчишка, который не слишком любит учёбу и дисциплину. В самом начале мы видим его в новом доме сразу после переезда, когда он исследует ещё незнакомые комнаты. Именно здесь он неожиданно попадает в Волшебный мир и, не теряя решимости, пытается найти способ вернуться домой. В результате Саймон оказывается вовлечённым в цепь событий с магическими заклинаниями, пророчеством, волшебной академией и множеством эксцентричных персонажей — как новых, так и знакомых по серии. Саймон не склонен церемониться: он готов использовать любые уловки, будь то кража денег из церковных пожертвований или изготовление странных зелий, чтобы выполнить свою миссию.

По моему мнению, сценарий Origins получился отличным и заметно сильнее, чем у первых частей серии. Smallthing Studios наполнили игру остроумными и живыми диалогами, забавными цитатами и тонким юмором, что делает повествование лёгким, но увлекательным.
Не стоит думать, что игра проста. Первая часть, занимающая примерно час, знакомит с игровым процессом и позволяет погрузиться в историю. Головоломки здесь интуитивно понятны и не вызывают особой сложности.
После этого начинается постепенный рост сложности, во многом благодаря возможностям Саймона комбинировать предметы с помощью особых шляп, что значительно увеличивает число вариантов взаимодействия с объектами. Само количество предметов тоже резко возрастает, что может раздражать — при неправильном соединении предметов игра выкидывает их из инвентаря только для того, чтобы персонаж прокомментировал ошибку. Было бы гораздо удобнее, если бы всё происходило прямо внутри инвентаря — быстрее и без лишних кликов.
Некоторые огрехи, но хорошиие головоломки
Опытные поклонники приключенческих игр сразу почувствуют себя как дома, находя интерес в размышлениях над головоломками и иногда прибегая к подсказкам. Новичков же может немного ошеломить уровень задач и отсутствие встроенной помощи. Да и старичков, пожалуй, тоже — я, вроде и люблю квесты, но логика некоторых головоломок вызвала во мне настоящее раздражение. Привет всем тем, кто решится проскользнуть мимо стражника-тролля в подвале Академии без гайдов!

Тем не менее Simon The Sorcerer Origins предлагает разнообразные и продуманные головоломки: от диалогов, где нужно понять, что хочет услышать персонаж, до создания зелий из подручных предметов и размещения картин в определённой последовательности. Эти задачи являются полноценными головоломками, а не просто элементами истории, что обязательно оценят любители жанра.
В целом игра успешно проверяет интеллектуальные способности игрока и предлагает насыщенный опыт примерно на 7–8 часов прохождения, в зависимости от того, насколько быстро удаётся решать головоломки.
С технической стороны Origins — компактный проект. Ручная мультипликация выглядит приятно, но некоторые ограничения анимации заметны невооружённым глазом. Разработчики используют хитрости, например, помещают Саймона перед объектами, чтобы скрыть отсутствие анимации отдельных действий.
Такие компромиссы, вероятно, были необходимы для своевременного завершения игры, ориентированной на нишевую аудиторию. Учитывая, что даже Return to Monkey Island не стал миллионным хитом, становится ясно, что в производстве новых приключений в духе классических квестов нельзя слишком раздувать бюджет, если хочется сохранить целостность проекта.
Итоговая оценка: 8 из 10
Я с удовольствием прошёл Simon The Sorcerer Origins и получил настоящее удовольствие. Для поклонников серии это верное возвращение к духу приключений с героем 90-х, наполненное вниманием к деталям и искренней любовью к жанру. Кажется, что игра была создана людьми, которые сами выросли на этих классических проектах, и это ощущается в каждой сцене.
В целом Origins — это достойное возрождение серии, и Smallthing Studios, похоже, способна продолжить эти волшебные приключения, сохранив их очарование и характер. В то же время авторы не стали делать поблажек для тех, кто незнаком с жанром, и чётко обозначили свою аудиторию, убрав все чуждые элементы, добавленные другими студиями за последние годы в попытках привлечь более широкую публику. Это смелый шаг, и кто-то может посчитать его ограничивающим, что тоже справедливо.
Надеюсь, мы увидим новые приключения Саймона в будущем, или хотя бы ремастеры первых частей в подобном стиле. И кто знает, быть может, когда-нибудь я дождусь ремастера прекрасной дилогии квестов Discworld с Ринсвиндом и Сундуком.